1 июля 2016, пятница 15:28

Из Киева, а не из Новгорода...

Автор → Лилия Пата
16 июля 2010, 15:16
Поделиться →
распечататьраспечатать

Совсем недавно в Украине с размахом праздновали 1020-летие Крещения Руси. Проходило празднование с государственным масштабом: по приглашению президента Виктора Ющенко в Киев впервые с официальным визитом пожаловали Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей и патриарх Московский Алексий ІІ.

Многие находились в напряжении: кто со страхом, кто с надеждой ожидали: примет ли Константинопольский патриархат под свой омофор патриархат Киевский, признавая и утверждая  тем самым автокефальность и легитимность украинской церкви.

Минуло два года. Многое изменилось за столь короткое время. В Украине – другой президент, Московский патриархат возглавляет другой Патриарх, посещающий Киев с завидным постоянством. Если Алексий ІІ за все годы независимости Украины с официальным визитом посетил её единожды и кратко, то Патриарх Кирилл в течении года – трижды и обстоятельно. Ближайший визит продлится до 28 июля, дня, когда в день памяти равноапостольного князя Владимира указом Ющенко в Украине установлен государственный праздник Крещения Руси.

Однако современные историки уверены: "владимирово" крещение было лишь закрепило христианство на государственном уровне, de-facto Русь была крещена 1150 лет назад, ведь Киевская епархия Константинопольской церкви учреждена ещё в ІХ веке. Историки утверждают: ключевая дата в нашей истории – день, когда церковью празднуется положение Ризы Матери Божьей во Влахерне, - 15 июля 860 года.

Достаточно вспомнить "Повесть временных лет": киевский князь Аскольд (Оскольд) напал на Константинополь, всё складывалось удачно, город осадили и безусловно разграбили бы  «безбожных Руси корабли», если бы не чудо: патриарх Фотий с императором и народом молились всю ночь во Влахернской церкви, где хранилась риза Божьей Матери, а наутро вынесли святыню и погрузили ее  в воды Босфора. Сразу же на море поднялась буря, «и разби множество кораблей и потопи безбожную Русь». А пораженный князь крестился сам и, как утверждает Гусынская летопись, «сие чудо видевшее Русь вероваху и крестишася».   Убитый в 882 князем Олегом, Аскольд стал и первым христианским мучеником на Руси.

Крещение Руси Аскольдом зафиксировано в арабских, болгарских, сербских, византийских летописях. Однако ни в византийских, ни в западно-европейских  источниках нет упоминаний о Крещении Руси в Х веке Владимиром. По мнению профессора Михаила Брайчевского, это «объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 году, при Оскольде». Если бы не было Аскольдова, не было бы и Владимирова крещения, уверял и профессор Михаил Максимович, первый ректор Университета Святого Владимира.

Но 1150-летие  Аскольдового крещения, в отличии от 1020-летия Владимирова крещения,  не празднуется на государственном уровне. Зато вчера, в праздник Положения Ризы Богоматери во Влахерне, была презентована книга Сергея Шумило «Князь Оскольд и христианизация Руси», как раз и приуроченная к 1150-летию Аскольдова крещения.

По словам директора издательства «Дух і Літера» и Центра Европейских гуманитарных исследований Киево-Могилянской академии Константина Сигова, книга расширяет многие понятия, в том числе понятие современников, ведь Аскольд, равно как и Кирилл и Мефодий, давшие славянам письменность, а значит - Киев и киевляне были причастны к тому великому событию, объединившему славян и византийскую цивилизацию. Важно и восстановление памяти о тех бурных событиях, парадоксальном изменении истории, когда Константинополь внезапно открыл варварам новый путь в развитии, уверен Сигов, это преодолевает доселе бытовавшее мнение об оппозиционности двух культур, варварской и христианской. 

Сам автор книги Сергей Шумило важность своего труда также видит в восстановлении исторической справедливости и разрушении стереотипов. До сих пор считается, что Русь приняла христианство последней в Европе. Х век: вся Европа – христианская , а Русь - варварская страна, не имеющая ни письменности, ни культуры. На самом деле процесс христианизации был очень сложным и продолжался не одно десятилетие, но активно начался именно со времён князя Аскольда, уверен Шумило. Ещё один миф – то, что христианство насаждалось на Руси насильственно, только волей князя Владимира (эту версию особенно любят неоязычники). Источники же говорят о добровольном принятии христианства как князем Аскольдом и его дружиной, так и многими киевлянами.

Именно Аскольдово крещение было поворотным моментом в истории страны, переломом на пути к прогрессу, становлением Руси как части цивилизованного мира, согласен Павел Жук, глава «Общества памяти князя Оскольда», основанного Брайчевским. Тем более, что вплоть до революции и князь Аскольд и  его Крещение глубоко почитались, на Аскольдовой могиле располагался Никольский монастырь, а 15 июля в Киеве ежегодно проходил Крестный ход.

Стремясь возродить память об князе Аскольде (Оскольде) и важнейшем событии в нашей истории, автору и издательству очень хотелось представить книгу именно в день праздника Ризоположения – переломный день в истории Руси. Поэтому пока она издана в кратком варианте – 120 страниц. Осенью планируется издать полный вариант – 270 страниц, на украинском и русском языках.

Ведь еще историк Василий Ключевский утверждал, что «русское государство основывалось деятельностью Аскольда, - из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства».

 


Реклама

Социальные сети

Редакция

Электронная почта: info@polit.ua
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка www.polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.