\ Статьи
18 декабря 2010, суббота 18:08
 
10.08.10 14:42

Заметки к интеллектуальной топографии Киева

Открытый архив

Этот проект мы сначала предполагали делать в другом формате: что-то вроде обзора – отчасти исторического, отчасти злободневного – киевских интеллектуальных кружков и движений. Речь будет идти о последних десятилетиях прошлого века, хотя век нынешний и дела сегодняшние мы тоже держим в уме. Мы думали ограничиться одной статьей, но по ходу дела и в процессе собирания, скажем так, материала (а проще говоря, - в процессе разговоров с непосредственными участниками и персонажами той самой «киевской интеллектуальной топографии») вдруг стало очевидно, что мы выбрали не тот формат.

Интеллектуальная история Киева не собрана и не написана, - боюсь, что не только новейшая, но и история в привычном смысле, история века прошлого и позапрошлого. Но там, по крайней мере, существуют т.н. первичные источники – архивы, документы, мемуары, наконец. В нашем случае ничего такого нет, и что самое печальное – не предвидится. Наверное, будущие историки нашей повседневности обратятся к сетевым дневникам и городским комьюнити, между тем киевская история последних десятилетий ХХ века – доинтернетной эпохи, история, повторим, не событийная, но бытовая и ментальная, первичных источников практически не имеет. Есть некие материальные свидетельства этой истории: книги, журналы  и газеты, каталоги выставок, афиши и театральные программки. Но нет пока в доступном обозрении дневников и мемуаров, тех самых свидетельств очевидцев, из которых выстраивается некая связная картина городской жизни, - не событийная (опять же повторим), а человеческая, и не просто бытовая – про магазин «Океан» и платья из кримплена, - а ментальная. Иными словами, где собирались, что говорили, кого слушали люди, которые, так или иначе, определяли собой культурное существо нашего города.

Мы начнем с 1960-1970-х. Свидетели и участники тех событий в большинстве своем живы и способны нам помочь. Давайте думать, что этот проект – своего рода открытый электронный архив. Мы обозначим некие вешки, ключевые слова, а потом вместе с вами будем нанизывать на них историю.

Я начну с кружка, о котором я только слышала, и с участниками которого не знакома. Но некоторые материальные результаты его деятельности успела оценить. Речь идет о довольно тесной группе выпускников и преподавателей Киевского мединститута конца 1950-х – начала 1960-х. Похоже, это были типичные «шестидесятники» в самом общем и легендарном смысле слова: эрудиты и острословы, спортсмены-байдарочники, талантливые сочинители, но что важно – собиратели и просветители. Когда я готовила к изданию книгу о «99 великих киевлянах», я неожиданно обнаружила, что самая «человечески проработанная» часть киевской истории связана с врачами, и это никакая не случайная, но связная и последовательная история, что весь этот мир, - от «святого доктора» Феофила Яновского до экстравагантной Веры Гедройц – основательно изучен, любовно описан, адреса известны, могилы ухожены и т.д. Оказалось, что киевские врачи – самые памятливые и сознательные в своем историческом ощущении люди: они знают своих предшественников и заботятся о том, чтобы студенты не забывали… и заботились о могилах. Я назову несколько имен, и подозреваю, что читателям Polit.ua они хорошо известны. Часть из них связана с журналом «Егупец», и это, прежде всего, Гелий Аронов.

Говоря об Аронове и Киевском меде, невозможно не помянуть Юрия Шанина и «Крокодила в халате», руководимую им институтскую стенгазету.  От Шанина мы выходим сразу на две киевские истории: первая и главная – учитель Шанина, филолог-классик и полиглот Андрей Александрович Белецкий, - т.е. он сам, его отец, едва ли не лучший украинский филолог ХХ века Александр Иванович Белецкий, его брат Платон и  разноречивое общество, связанное с этим домом. С другой стороны, собственно шанинский кружок, т.н. «квадригонцы», авторы популярной в середине 80-х  книжки  «На байдарке за здоровьем»  (книжка «коллективного автора» Феликса Квадригина, в четверку входили, кроме Шанина и Аронова, Юрий Фиалков и Михаил Гольдштейн). Книжка любима по сей день и есть в Сети, о ней, наверное, даже имеет смысл поговорить особо, но не здесь. А Юрий Шанин, к слову сказать, оставил мемуары, - два тома вышли в начале нового века, название способно отпугнуть нестарого читателя («Не уставайте слушать стариков»), а подзаголовок очень точный «Воспоминания пожилого киевлянина».

«Квадригонцы», повторим, типичные «шестидесятники», и как нынче с некоторым снисходительным отторжением принято говорить «итээровцы». Мы сейчас не будем останавливаться на самом механизме отторжения, - отчасти «диалектика не по Гегелю», отчасти – что-то из арсенала венского доктора. Мы лучше отошлем к одной короткой главе  из «Краткой энциклопедии ушедших типов ушедшей эпохи» Алексея Слаповского. Этот симпатичный «тип» в силу особенностей Киева – исторических, демографических и социальных – был чрезвычайно популярен, а ныне практически вымер. Это не означает, что в Киеве не осталось интеллигентных евреев, – осталось и немало. Но именно этого – классического в своей завершенности типа – больше нет.

«Дома Белецких» тоже нет, архив распылен. Но в принципе, коль скоро мы говорим о киевской «интеллектуальной топографии», мы помянем Русановку 70-х: там все было довольно близко, у Белецких часто бывали жившие по соседству Мирон Петровский и Вадим Скуратовский, а кроме – их друзья: археологи, филологи, художники и диссиденты.

Вообще вся эта культурная топография напоминает грибницу с ее причудливо-запутанными, но бесконечно перекрещивающимися нитями. И если зашел разговор о «медиках» и Вере Гедройц, имеет смысл вспомнить еще один, кажется, довольно эзотерический, но характерный кружок Киева 1970 – начала 1980-х. Это круг художницы, бывшей актрисы театра  Курбаса Ирины Дмитриевны Авдиевой, дружившей с Гедройц и сохранившей ее архив. Этот кружок был другой – без академиков и итээровцев, он был скорее богемный, и инакомыслие там было не системное, а богемное. Отчасти люди театра, отчасти художники, маргинальные литераторы, монархисты и кэгэбисты. Последних называть не станем, хотя  страна знает своих героев, а из первых назовем Сергея Параджанова, прежде всего.

В принципе «несистемность» характерное свойство позднесоветской культуры, но в киевском контексте эта «несистемность», похоже, стала своего рода патологией. Культовые киевские гуманитарии 1980-х – Мирон Петровский и Вадим Скуратовский были людьми «несистемными», в силу понятных причин не принадлежали ни к одной из государственных институций, прочитать их статьи можно было в случайных местах и зачастую в перепечатках, а услышать – тоже в случайных местах, как правило, это был лекторий общества «Знание», странное и небесполезное просветительское изобретение советской власти. Кажется, на одной из таких лекций в клубе «Строитель» я впервые увидела Вадима Леонтьевича Скуратовского, и он говорил о том, что важнейшим из искусств для нас является кино. А затем в каком-то из маленьких кинотеатров на Крещатике (не то «Дружба», не то «Орбита») на каком-то опять-таки полузакрытом и несистемном показе отрывков из Норштейновой «Шинели» я увидала Мирона Петровского, - не исключаю, что это мероприятие было «освящено» городским обществом книголюбов. Дело было в конце 1980-х.

Тут по ходу уместно вспомнить другую советскую институцию просветительского толка, собиравшую вокруг себя «несистемных» гуманитариев. Это Киевское бюро путешествий и экскурсий. Центром притяжения, безусловно, была Леонора (Лена) Натановна Рахлина, а местом сборки – дом на улице Франка (не тот, на Красноармейской, где ныне мемориальная доска в честь Лены Натановны, а отцовский, где доска в честь Натана Григорьевича). Рахлина была человеком несистемным и несистематическим, историком-импрессионистом, кажется, она попала в резонанс с городом беззаконной архитектуры и несистематической застройки. Ядро экскурсоводов-гуманитариев составляли все те же любознательные итээровцы, иные из них потом сделали «литературное киевоведение» основной своей профессией. Лучше всего о духе дома и «свободном» рахлинском киевоведении написано тут, добавлю лишь, что упомянутых в этом коротком мемуаре «декабристов» в силу понятных причин осталось очень мало. Иных уж нет, а те далече. Но была еще одна группа «декабристов», кажется, она на сегодняшний момент представительней, это участники исторического театра, ученики Светланы Васильевны Петровской (бывшая школа №77, ныне Кловский лицей). Но это скорее одноклассники.ру, нежели «клуб по интересам».

За «несистемными» киевскими гуманитариями по очевидной ассоциации следуют киевские философы. Здесь мы уже приближаемся к дням сегодняшним и нынешнему (как по мне – печальному) киевскому культурному состоянию. Дух романтического несистемного знания с каких-то баснословных времен парил над этим городом, и все здесь к нему располагало. Начиная с удивительного природного расположения и рельефа (все эти горы и овраги, живописные до невозможности), «островной» до относительно позднего момента застройки и эклектической, мягко говоря, архитектуры, и кончая состоянием умов, не знавших и не терпящих границ дисциплинарного знания. Отцом местной философии был бродячий самородок-самоучка, имя которого носит Институт философии на Трехсвятительской, и памятник которому стоит напротив Духовной академии, каковую Академию отец-основатель покинул дважды: первый раз – был отправлен в певчие, второй – ушел сам, прикинувшись сумасшедшим. Киевская философия в известном смысле прообраз «русской философии» с ее «духовностью» и «литературщиной», с ее слабой логикой и «экзистенциальными» метаниями: по роду занятий русские философы все же ближе к Достоевскому, чем к Гегелю. Но о состоянии киевской философии-науки разговора нет, разговор о другом: в конце 80-х – начале 90-х именно отсюда явно или неявно «есть пошла» городская «духовка», отсюда растут ноги пресловутой Петровки с ее модой на «постклассическую философию» и маргинальные мистические практики. Здесь начинались (опять же – явно или неявно) недолгий «Новый круг», амбициозная «Дух и литера», анекдотический «Самватас», да фактически все «международные» и «культурологические» киевские журналы. Иные из них по сей день живы, иных, повторимся, уж нет. Сейчас мне кажется, что самым характерным из них был не скоротечный «Новый круг» с его «международной культурологической» амбицией (нынче его в худших-скучных образцах повторяет «Дух и литера»), а спорадический «Самватас», названный однажды «стенгазетой городских сумасшедших».
Наверное, для полноты картины имеет смысл вспомнить разного порядка литературные кружки и группы. Какое-то подобие жизни присутствовало там, кажется, в середине 80-х, когда любительская «ЦИКРА» (вообще эта аббревиатура должна выглядеть менее благозвучно – «ЦИПРА», «Цех Искусств Поэтического Рабочего Авангарда», но участники предпочитали писать так)  одушевлялась присутствием Жданова и Парщикова.

Справедливости ради, - тогда же на киевских площадках явилось Бу-Ба-Бу, и это было куда ярче и жизнеспособнее. И в конечном счете, именно тогда определился вектор киевской литературы: литературный процесс и литературная ситуация у нас нынче происходит на украинском. Киевская русская литература – литература диаспоральная со всеми вытекающими. У нее есть свои журналы – откровенно местечковая «Радуга» и поп-культурный «ШО», чьим негласным девизом должна стать крылатая реплика грибоедовского Репетилова.

Проблема, в конце концов, не в том, что «Радуга» откровенно слаба, а «ШО» суетлив и безвкусен. Проблема в том, что других журналов у нас для нас нет, а тот романтический дух – конца 80-х-начала 90-х, - с его пусть путаной, но интеллектуальной в сути своей амбицией, оказался фатально нежизнеспособен. Нам скажут, что глянцево-таблоидная журналистика – тренд времени, а толстые журналы слабо живут везде, не только тут. Но «Радуга» нимало не похожа на сходные с ней по статусу «Волгу» или «Уральскую новь», а «ШО»… Ну я не знаю, на что не похож «ШО». Ни на что он не похож. Наверное, это комплимент.

В Киеве не было и другого опыта: не было ничего похожего на обе «Столицы» (и первого, и второго призыва), не было «Большого города», а была лишь жалкая пародия на выродившуюся московскую «Афишу».  В чем тут дело? И почему все подобного рода киевские исторические описания начинаются «за здравие» и кончаются «за упокой»? Таково свойство жанра и склонность нашей памяти? Нам никогда не нравится настоящее состояние вещей и это нормально. И потому исторические заметки ближе к концу обратились в памфлет, но мы не закрываем тему и не заканчиваем разговор. Архив, повторяем, открыт. Короткий смысл недлинной речи, собственно, в  том, что просветительские проекты, которые, так или иначе, существовали в Киеве в конце ХХ века, в известный момент выродились. Возможно, Polit.ua – та самая площадка, на которой они явятся вновь. По крайней мере, мы на это надеемся.

 

Новости

18 декабря 2010, суббота 18:08
17 декабря 2010

17:51

Активисток FEMEN арестовали на сутки

Поздравить Азарова им не удалось, вместо этого - камера предварительного заключения. Эксклюзив. Фото

17:31

Антон Финько: делом против Тимошенко власть пытается показать, что оппозиция не святая

Эксперт Центра политических исследований и конфликтологии рассказал о возможных причинах возбуждения Генпрокуратурой дела против экс-премьера. Эксклюзив

16:36

Польша не принимает от России расследование дела по Качиньскому

Так как последняя совсем не признает своей вины за катастрофу

13:40

Выходит в свет первая за последние 20 лет книга Лины Костенко

Это первый том будущей трилогии о современной Украине

12:24

Хорошковский рассказал, почему ушел из Совета юстиции

Глава СБУ решил следовать европейским стандартам

11:53

Янукович, возможно, встретится сегодня с Собяниным

Новый мэр Москвы прибывает в Украину, заявил источник КГГА

10:31

Бютовцы жалуются, что "регионалы" их жестоко избили

В больнице Феофании сейчас находятся пять нардепов от БЮТ. Фото. Видео

16 декабря 2010

17:58

Бала: «Справа Тимошенко – це намагання знайти винуватих»

Цією справою влада підвищить рейтинг Тимошенко. Ексклюзив.

17:12

Бютовцы остаются ночевать в Верховной Раде

Будут оберегать трибуну, пока не выполнят их требования

16:26

Березовец: «Генпрокуратура не хочет, чтоб Тимошенко выехала за границу»

Возможно, Тимошенко вынесут приговор «условно». Эксклюзив

15:55

КГГА хочет переименовать 200 улиц Киева

Некоторые по идеологическим соображениям, а некоторые - из-за дублирования

15:02

Путин: если Украина вступит в Таможенный союз, это поднимет ее экономику

Но если это произойдет, то это будет только «суверенный выбор украинского правительства»

14:22

Путин: мы бы победили в Великой Отечественной войне даже без Украины

Так как россияне - победители по натуре

13:28

Могилев будет учить милицию правилам общения с людьми

Проходить спецкурс будет и подразделение «Беркут»

12:47

Янукович вывел Хорошковского из состава Высшего совета юстиции

Так захотел сам глава СБУ

11:56

Кожемякин: еще не родился тот мужчина, который сможет сломить Тимошенко

Поэтому все попытки Януковича устранить оппозицию в стране будут неудачными

10:54

ЕС просит Януковича прекратить запугивание Тимошенко

И вести себя согласно европейским стандартам и нормам

10:31

Бютовцы заблокировали трибуну, требуя «убрать руки от Тимошенко»

И не проводить политических репрессий

10:12

22 декабря в рамках проекта "Публичные лекции "Політ.ua" в Киевском Доме Ученых состоится лекция Ивана Бегтина "Открытые данные в современном мире"

Лекцию прочтет специалист по автоматическому извлечению и анализу данных, руководитель проектов OpenGovData.ru и "Гослюди.Ру" и других проектов, направленных на формирование информационной прозрачности государства для граждан Иван Бегтин.

15 декабря 2010

17:57

Тимошенко находится под подпиской о невыезде

Сама экс-премьер считает это "террором против оппозиции".

17:42

Михалков: Консервативный манифест – это не программа власти

Российский режиссер рассказал, зачем и для кого он написал Манифест просвещенного консерватизма. Эксклюзив

17:19

Никита Михалков: в драке на Манежной площади есть некая справедливость

Кинорежиссер прокомментировал массовую драку футбольных фанатов в Москве. Эксклюзив

16:23

Михалков: через 20 лет Россия и Украина будут одной страной

Россияне и украинцы – это "люди одной крови, одной веры, одной любви". Эксклюзив

16:04

Небоженко: возобновление дела времен Кучмы – попытка полностью уничтожить оранжевую революцию

Политолог комментирует возобновление дела против активистов "Украины без Кучмы". Эксклюзив.

14:15

Наземный транспорт Голосеевского района меняет свои маршруты

Из-за открытия новых станций метро

Полит.ру
Постапокалиптическое порно
Современные фантасты ненавидят Землю настолько, что непонятно, как она их до сих пор носит. Фантасты давно бросили спасать Землю, в их интертекстуальном континууме насланные за 100+ лет экологические проклятия материализовались.
Публичные лекции
Чем темное вещество лучше НЛО?
Вы приходите в корейский ресторан. И иногда лучше не знать, что происходило на кухне. Вкусно – кушайте. Примерно это происходит и в науке.
Государственная сеть
100 худших госсайтов по стандартам W3C
Рейтинг по данным о числе ошибок и предупреждений, возвращаемых валидатором W3C после проверки главной страницы сайта.
Публичные лекции
Что такое модернизация по-русски
Публичное обсуждение с участием профессора Александра Аузана, академика РАН Виктора Полтеровича, профессора ВШЭ Владимира Рыжкова и доктора экономических наук Владислава Иноземцева