17 апреля 2016, воскресенье 03:49
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Киевлянки одевались намного ярче

7 октября 2013, 09:36
Поделиться →
распечататьраспечатать

В программе «Без кордонів» приняла участие коллекционер одежды,  «владелица коллекции Музей истории моды» - Марина Иванова. Беседовал Мыкола Вересень. Мы публикуем краткое содержание передачи.

Услышать программу «Без кордонів» можно каждый день в 17.35 на волне радио «Эра.Fm».

Коли і чому у Вас в голові виникла ідея Музею?

Во-первых – я была преподавателем курсов «Кройки и шитья», всю жизнь сама шила, моя бабушка имела ателье по пошиву женской одежды, и очень много вещей у нас осталось от прабабушки. Они сейчас у меня даже есть в коллекции – это бальное платье 1910-го года, еще до рождения моей бабушки, и его просто каким-то чудом не выбросили. Остались коробка шляпная, туфельки бальные, атласные, перчатки... То есть это небольшая такая коллекция, но она была дома и даже войну прошла. Что-то было перешито, что-то было утеряно, но все-таки эта коллекция осталась, и я ее показывала своим студентам.

В конце учебного года мы часто делали такие «странички моды», и я доставала из своих гардеробных эти платья. Для того, чтобы пополнять коллекцию, мне приходилось все время что-то к каждому году прикупать для студентов, чтобы каждый год что-то новое показать. Она пользовалась интересом, и несколько лет назад музей Ханенко (Восточного и Западного искусства - прим.ред) предложил мне ее выставить. Мы, честно говоря, даже и не знали, понравится она людям или нет. Для меня было удивительно, что людей это заинтересовало и многие этим интересуется, как оказалось.

А де Ви це купуєте? Як це? Коли це монети чи марки, то є певна кількість людей, які цим займаються, а мода – це така субстанція незрозуміла.

Вот это Вы правильно подметили. Дело в том, что, например, кружево трудно купить, но его трудно и продать. Когда-то у нас был очень хороший Сенной рынок в Киеве, там можно было с бабушками поговорить, вот там много чего я успела купить. Даже был у меня такой случай, когда бабушка вынесла  огромный чемодан «Гросс Германия», и все шляпы были по рублю, но тогда я не знала, куда все это поместить.

Я  смотрела очень долго, часа 2 с ней разговаривала, и купила всего одну шляпку двадцатых годов, такую арт-деко, арт-нуво, что-то такое переходное нэповское, и вот сейчас я жалею, что не купила все. Очень много было вещей. А сейчас, конечно, я выезжаю за границу. Сколько накопила, все деньги трачу на эту коллекцию. Там совсем другие способы хранения и много чего можно купить.  Иногда смотришь, коробочка с какими-то старыми детскими чулочками, какой-то свадебный веночек с фотографией и написано там 1904-й год, семья Смитт.

В Англии значить?

Да, и Англия. Вот сейчас я приехала из Вены, они славятся игрушками.

Це дуже проста версія. Треба там їздити, де не було війни. На території Британії не було війн, і там все дешевше в 100 разів, ніж на континенті, і просто ніде воно не ділося.

Да. Сейчас идет выставка и очень много людей просто приносят. Вот сейчас мне принесли 40-х годов плащ, мне он очень нравится. На людей это навевает какие-то воспоминания, потому что они помнят своих родных в этих вещах. Когда у меня была выставка в Донецке, там женщина принесла целый кулек панталон, конечно, они были в ужасном состоянии, и мне даже пришлось нанять женщину, которая привела их в божеский вид, вывела все пятна, накрахмалила, отбелила, и многие даже спрашивают, почему это они у вас такие новые. Надо было даже сфотографировать, в каком виде они были, потому, что мой муж сказал: «Это все выбросить, выбросить, выбросить!». Я говорю: «Нет.  Мы приведем в порядок».

Вы знаете, коллекционирование – это же такая страсть. Когда человек что-то собирает, вот как Вы говорите, монеты, он везде ищет, где их можно на что поменять.

Ще одна причина моїх запитань, проста – Україна не країна колекцій тому, що тут так часто все мінялося. Зараз критикують, що не має історії, а це правда, то поляки, то росіяни, то татари, тому про це не думав ніхто. Треба було життя рятувати і їсти.

Во-первых, нас и не воспитывали. Люди переезжали из огромных 30-тиметровых комнат  с потолками 4 метра в хрущевки, но в отдельные. Моя подруга говорит: «Зеркало хрустальное поставили на помойку, потому что оно по размеру не входило в хрущевку, а тогда и комиссионные магазины не принимали, а платья и до сих пор не принимают. Платье – это такая вещь хрупкая, это не самовары, которые поставил на полку и он будет там стоять.

В радянські часи історія почалася з 1917-го року, до цього року все було "погане" - або царське або буржуазне...

Надо выбросить...

У Вас продовжується традиція усе це розповідати? Умовно кажучи, якісь курси чи школа?

У нас постоянно идут лекции, но не мои, я пока не отваживаюсь на это и приглашаю профессионалов. Мы стараемся привлечь всех интересных людей, потому что хотим, чтобы это был не просто «Музей истории моды», а чтобы это был еще и  клуб. Так как много людей интересуется и дизайном, и модой, и приносят какие-то идеи, мы открыты и говорим, пожалуйста, если у вас есть что-то, учите других.

А хто ці люди, які ходять у Ваш клуб?

Я думала сначала, что будут ходить только дизайнеры и студенты. Но приходит очень  много простых людей, начиная от сантехников, поваров, школьных учителей,  маленьких детей и мужчин, и женщины потому, что это красиво. Эти все платья, которые носили светские женщины. В то время это  были  дорогие платья. Они обильно украшены  и вышивкой, и кружевом, это платья, которые носили всего семь, десять процентов населения. Мне, как портнихе, как человеку, который что-то делает руками, хотелось показать искусство портних, как ювелирное искусство.

         

Показать, как одевались женщины, начиная с 1800-го года – это кринолины, турнюры, это арт-деко, арт-нуво, то есть все периоды за эти 140 лет, которые прошла мода. Там очень много приемов, которые забыты. Как женщины одевались - вот хоть нижнее белье, как они надевали до 12-ти предметов под низ. В этот раз мы выставили очень много женского белья. Тогда мода была направлена на красоту, а не на удобство. Сейчас мы одеваемся удобно, но не красиво. Тогда женщины много чего терпели. Жарко, у нее все закрыто - перчатки, длинное платье, ножка должна быть закрыта, горло должно быть закрыто, на голове шляпка, зонтик. У нее корсет, в котором вставлен иногда китовый ус или даже деревянная планка, ей неудобно стоять, ей неудобно сидеть, она сидит полусидя.

Якщо оце все, що Ви розповіли, на неї одягнути, то вона дуже погано пахне. Це катастрофа! Ти влітку думаєш, що треба шорти зняти з себе.

Наоборот, когда человек много чего на себя одевает, он меньше потеет, что удивительно. Мало того, мы сейчас носим одежду неправильно, мы надеваем ее на голое тело, и вся наша одежда принимает все, что Вы говорите, а когда на ней надеты и лиф, и корсет – это все стиралось много раз. Мало того, эти женщины так за собой ухаживали, они знали, как себя преподнести, они знали, как себя держать, у них было много секретов, и перед тем, как выйти, она 4-5 часов себя приводила в порядок.

На Вашу думку дореволюційний Київ був в тренді? Киянка відрізнялася від жительки Відня, чи Парижа, чи Варшави?

Вообще, центром женской моды был, конечно же, Париж, мужской – Лондон. Наши бабушки, вот, например моя,  ездила в Париж, и на воды в Чехии. Мало того, они могли там купить эти вещи. Они покупали целые наборы, сразу готовые  – это и ткань, и кружево, и вышивка, и пуговицы, привозили сюда «Страницы моды», которые у нас, кстати, представлены, и могли здесь пошить. Киевлянки, как южанки всегда одевались намного ярче, а одесситки одеваются еще на 10% ярче, чем мы. Это как сравнить Испанию и Лондон. У меня есть ярко малиновое платье, расшитое золотой нитью, просто глаза отнимает, 1910- го года, многие говорят: «Откуда?! – Испания!». Киевлянки одевались намного ярче. Иногда читаешь старинные журналы, и там описывается, что женщина принесла домой платье, обильно расшитое бисером, кружевом, все в искусственных цветах, она надела его на себя, посмотрела в зеркало, подумала: «Мало!», и добавила еще - вот это о киевлянках. Идея моей выставки просветительская – показать людям, что мы так одевались, что это наши корни.

Тепер це буде тривати довго-довго, тобто тепер це Ваша доля. Будете купувати, показувати. Знов купувати, показувати. А де Ви це все зберігаєте?

Вот это большая проблема. Вы правильно подметили, это так затягивает, теперь я от этого не могу отмахнуться. Теперь это невозможно никуда деть. Ты носишься с этим и думаешь, а что теперь с ним делать? Когда вещей было мало, они хранились в квартире – это одно. Сейчас, к сожалению, нет постоянного места, то есть мы перемещаемся, как цирк «Шапито». Мы были в Львове, в Донецке, переезжаем все время.

Придется, видимо, нанять склад, но склад должен быть с определенными температурными условиями, и какое-то время все будет стоять на складе, а потом будем опять выставлять. Эта коллекция окупаема, потому что этим можно удивить человека, люди на нее ходят. В принципе, коллекция  уникальная и большая. Я вот как-то совершенно спокойна и думаю, что все равно музей будет.

 

Фото: - "Музей истории моды"

 


Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.