8 апреля 2016, пятница 02:34
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Фестивали и театры – убыточная вещь

4 февраля 2014, 13:57
Поделиться →
распечататьраспечатать

В программе «Без кордонів» принял участие режиссёр, драматург, актер, соорганизатор фестиваля ГОГОЛЬFEST Владислав Троицкий.

Беседовал Мыкола Вересень

Перед вами краткое содержание программы. 
 
 
 
Когда я смотрю на то, что происходит вокруг меня, так сказать, в культурной среде, если вообще такое выражение можно употреблять, то  вижу, что тот, кто хочет что-то делать, тому легко. Что я имею в виду? Вот, например, Форум издателей во Львове,  Александра Коваль его придумала и сделала. В Киеве  существует ГОГОЛЬFEST, Его придумали и сделали Вы. Получается, что, как только ты чего-то по-настоящему хочешь, ты это довольно легко делаешь. Многие говорят: «Ой! У нас упадок! Ой! Мы сейчас умрем все!» – это неправда!
 
Тут как бы двоякая ситуация, потому что, с одной стороны, безусловно, – инфантилизм, который проедает темечко, и ходишь ты весь такой несчастный, или, как говорит молодежь, «унылое г...но»… И это симулятивное, спекулятивное состояние человека, который причитает о том, что никто его не любит, не жалеет - оно невыносимо. С другой стороны – по крайней мере, что делаю я, то, что касается театра и фестиваля – это, безусловно, некоммерческая история,  первые 4 фестиваля, мы сделали, благодаря Жене Уткину и тому, что я влезал в кредиты. Это происходило всегда вопреки, потому что ты как бы находишься на вражеской территории, такая себе партизанская война. 
 
Точно так же было, когда Гофман снял «Огнем и мечом», тогда всех шокировало то, что он заложил дом, дачу, машину, его оператор поступил  так же, все так сделали, и получили деньги от банка, которому заложили. Тогда продюсеры сказали: «А! Значит, ты сам рискуешь? Тогда мы тебе дадим деньги!», потому что, когда ты ходишь и говоришь, что я живу в 10-тикомнатной квартире и не рискую, тебе никто не поверит, а так это нормальное дело для начала проекта в любой стране. 
 
У нас это не работает. Можешь все, что угодно заложить, – это не работает потому, что фестивали и театры – это системно-убыточная вещь, и, безусловно, в мире есть Бродвей, есть так называемый «бульварный театр», который ставит "Ladies` Night", которая у нас играется в Национальном театре оперетты. Но это чистая коммерция. И есть все-таки "театр-театр", который должен формировать лицо, духовную сущность украинского народа и так далее, и он должен быть под протекционизмом нашей нэньки. 
 
Всегда говорят о недофинансировании со стороны Министерства Культуры – да есть финансирование! Просто другое дело, что эффективность работы Министерства культуры хуже, чем у паровоза. Знаете, КПД паровоза, меньше 3%. Потому что, если при прекрасном нашем Советском Союзе они пытались выполнять некую идеологическую функцию, ну там – Великий и могучий советский народ и так далее – то сейчас, поскольку идеологической функции никакой нет – нельзя же говорить об идеологической функции «Грабить! Воровать!» и так далее – в эту игру играть нельзя. Поэтому начальники сказали: «Вы там пойте, пляшите, делайте что-то и пилите потихонечку! Главное – нас не трогайте!». Поэтому – это на периферии сознания наших властьимущих. Люди, которые сидят в этих национальных творческих коллективах, они потихонечку превращаются в инфантильных опарышей, паразитов. 
 
Ну, это везде на постсоветском пространстве, не только в Украине. Я когда-то говорил с очень известными московскими актерами: «Слушайте, ну там нет у вас развития, я не вижу!». Они говорят: «Знаете,  на 15% есть, но на 85% Вы правы потому, что каждый главный режиссер, какой бы он ни был гениальный, по 30 лет возглавляет театр. В Украине то же самое…
 
Тут и так, и не так. В Москве в последние года 1,5 практически во всех муниципальных театрах поменяны команды художественных руководителей и с ними подписаны контракты на 5 лет. Что это дает? Появляется понятие ротации. Есть некие люди, экспертный совет, который может определить, насколько то, что предлагает команда, приходящая в театр, художественно и экономически соответствует тому, что должно быть. 
 
А кто эти люди, специалисты, которые это определяют? Там тоже возникает вопрос «А судьи кто?»
 
Я знаю лично барышню, которая занимается театрами в Москве, она до этого  много работала в организации  очень хорошего фестиваля, как  «Золотая маска», он называется «NET» – Новый европейский театр – и это был один из самых интересных фестивалей Европы. Поэтому она знает жизнь, она объездила всю Россию, всю Европу, она понимает, как это работает. С другой стороны Москва очень сильно разомкнута в мир даже посредством тех же коммуникативных платформ, типа того же Чеховского фестиваля, шоу-кейса, которым занимается государство. 
 
Зачем нужно государство в этих процессах? Затем, что должна быть функция Министерства культуры, которое должно отбирать лучших в Украине, само, или пригласив экспертов – это уже технология, – другое, потом взять их всех, свезти в Киев на 3-4 дня,  показать это всем в мире и объявить через наши посольства. 
 
Вообще это возможно, теоретически? Потому что у меня впечатление, что те люди, которые там работают, физиологически не могут этого сделать.
 
У них органа этого нет. Не работает.  В этом году у меня сильно поменялась позиция по поводу фестиваля, и вообще, ожидать, что государство или чиновник чего-то тебе должен… Можно тешить себя этой мыслью, но это самоубийственно, у него таких мыслей вообще в голове нет потому, что у него мысли примерно такие же, как у нас по поводу 41-ой ножки австралийской сороконожки  – это замечательно, но не очень интересно. Вот так же и ему всякие наши потребности не интересны. Идея ГОГОЛЬFESTа в том, что мы должны создавать свой мир, он не против чего-то, он просто наш. 
 
Я Вас слушаю и думаю, что это означает, что рано или поздно Украина в странным способом пойдет не европейским культурным путем, я имею в виду бизнес, а американским. Потому что постепенно будут отходить от государства, не перестанут рассчитывать на госбюджеты, будут сами находить деньги, спонсоров, и так постепенно, и постепенно появится единственная страна в Европе, которая будет  работать по американской методике, без государства. 
 
Конечно, можно на это надеяться, но образование, некие социальные стандарты, - это так же, как и культура, прерогатива государства.  

Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.