28 апреля 2016, четверг 06:23
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Гамбург, лето, музыка…

Автор → Ольга Кизлова
19 июля 2014, 13:55
Поделиться →
распечататьраспечатать

В начале лета довелось побывать в Гамбурге – втором по величине полисе Германии. Здесь обитают два миллиона жителей, не только немцев, но и мигрантов со всех концов планеты. Культура города отражает его космополитизм: новые граждане Гамбурга привезли на берега Эльбы собственные бытовые, религиозные и художественные традиции. Много гостиниц, поскольку туризм – наряду с грандиозным портом, железнодорожными перевозками и развитой промышленностью – один из источников городского бюджета. Найти место для комфортного ночлега можно всегда, цены весьма доступны и начинаются от 10 евро в сутки. Улицы заполнены гуляющими туристами всех возрастов и национальностей, в основном, это молодежь на каникулах.

Несметное разнообразие кафе и ресторанов с разноплеменной кухней – и недорогих, и весьма «кусающихся» по ценам. Здесь, в сотне  километров по течению выше впадения Эльбы в Северное море на склонах реки раскинулись около ста двадцати скверов и парков. Городская архитектура стилистически разнообразна и привлекательна, а берега каналов и впадающих в черте Гамбурга притоков Одера связывают около 2,5 тысяч мостов – это мировой рекорд.

Для удовлетворения культурных потребностей горожан и приезжих круглый год трудится местная индустрия мероприятий и зрелищ. И сейчас, когда в Киеве театрально-концертный сезон завершился, и артисты ушли на покой, в Гамбурге кипит активная культурная, развлекательная и ночная жизнь, и в течение одного буднего дня можно послушать семь-восемь поп- и рок- проектов, два-три джазовых, несколько концертов академической музыки – от любительских симфонических оркестров, камерных составов и молодежных полу профессиональных коллективов – до выступлений  центрального украшения городской афиши Hamburger Symphoniker.

 

Главный оркестр Гамбурга, как это принято в Германии, дает симфонические концерты и сопровождает спектакли городской оперы и балета. Ежедневно у театралов есть выбор из 25-30 спектаклей, а в 60 музеях проходит около 25 выставок. Местные и приезжие родители имеют возможность развлечь отпрысков по «отдельному списку», включающему около тридцати мероприятий для детей. Везде полно уличных музыкантов, как это типично в курортных городах. Ночью же те, кто не упадет с ног от впечатлений, возможно, отправятся на одно из 13-15 клубных party. Уикенд предлагает еще больше, почти вдвое увеличивая газетные анонсы.

Берег искусственного озера Альстер в центре Гамбурга окружен красивой  набережной, по которой проходит семикилометровая тропа здоровья. По вечерам open air в его окрестностях для всех желающих в окружении расцвеченных фейерверками фонтанов бесплатно играют и поют на склонах ландшафтных парков опытные и начинающие академические и джазовые исполнители. Именно в Гамбурге в 1678 году был открыт первый в Германии оперный театр, в котором молодой Георг Фридрих Гендель в 1705 году поставил свою первую оперу «Альмира». И на протяжении последних 20 лет жизни творил сын И.С.Баха Карл Филипп Эммануил. К слову, в Гамбургском художественном музее до осени работает обширная выставка музыкальных инструментов эпохи К.Ф.Э. Баха. Гамбург – родина великого композитора-романтика Иоганнеса Брамса. В этом городе  доживал век и умер Альфред Шнитке. Здесь началась карьера The Beatles.

В Гамбурге приступили к созданию Музейного квартала композиторов (Komponistenquartier). До конца текущего года в домах на улице Петерштрассе, что недалеко от церкви Святого Михаила, будут открыты новые экспозиции, посвященные известным композиторам, оставившим свой след в истории Гамбурга.

Музей Брамса, расположенный недалеко от разрушенного в 1943 году дома, в котором родился композитор, существует с 1971 года. Другие экспозиции Музейного квартала, открытие которых намечено в первой очереди проекта, будут посвящены Георгу Филиппу Телеману, К.Ф.Э.Баху и Иоганну Адольфу Хассе.
 
Позже появятся выставки Феликса Мендельсона и его сестры Фанни, в замужестве – Гензель, и Густава Малера. Они разместятся в Музее Брамса. Город надеется, что проект расширит круг туристов, среди которых появятся поклонники музыки этих немецких классиков.
 
Во время проведения нынешнего мундиаля в городе наблюдался наплыв приезжих, которые вместе с гамбуржцами, в обстановке всеобщего карнавального подъема, раскрашивая лица в цвета немецкого флага, обвешиваясь таких же тонов гирляндами, нацепив огромные желто-красно-черные парики и, напялив смешные пестрые летние костюмы и платья, изо всех сил болели за свою сборную. Ходили толпами по городу, громко дудели, ездили на мотоциклах и авто, высовываясь из их окон, выкрикивая футбольные речевки и размахивая огромными национальными знаменами. Из окон и с балконов многих домов свисали немецкие флаги. А в центре города в дни матчей до полуночи палили из петард и играла музыка.
 

Не смотря на футбольный бум, красочные эротичные афиши на городских тумбах анонсируют огромное количество самых разных музыкальных проектов: старинную оперу Антонио Вивальди «Неистовый Роланд» (Orlando Furioso) и гастроли в середине июля великолепного Бобби МакФеррина. Мне повезло застать выставку постеров Энди Уорхола (Андрия Варголы, 1928-1987) – американского художника, культовой персоны в истории поп-арта, основателя  идеологии «homo universale», создателя произведений, являющихся синонимом понятия «коммерческий поп-арт». Варгола – карпатский русин, корни которого идут из Словакии, т.е., немножко «наш», украинец.

Имел нетрадиционную сексуальную ориентацию, которой не скрывал. Прославился более чем десятью тысячами работ: фотографий, иллюстраций, портретов, инсталляций, скульптур, кинофильмов, книг. Самой дорогой из них стала картина «Восемь Элвисов», которая осенью 2008 года была продана более чем за 100 миллионов долларов. Около восьми тысяч работ Уорхола хранится в его музее в Питтсбурге. Арт-новатор одним из первых превратил в средства художественной выразительности бытовые предметы: консервные банки, бутылки из-под кока-колы…

Всемирно известны его серии портретов звезд кино Мэрилин Монро, Э. Тейлор; поп-музыки и джаза – Поля Анки, Дайаны Росс, Ариты Франклин, М. Джексона, обложки знаменитых виниловых пластинок, серия женских портретов особ королевской крови – Елизаветы ІІ, Беатрикс Нидерландской… Значительная их часть экспонировалась в Гамбурге. Впечатлила обложка Sticky Fingers – альбома Rolling Stones  1971 года с фотографией мужских бедер в джинсах со вставленным «живым» зиппером.

Хотелось, но не удалось побывать на премьере балета «Татьяна» по «Евгению Онегину», поставленному выходцем из США, культовым гамбургским хореографом Джоном Ноймайером на музыку Леры Ауэрбах. 40-летняя музыкант – чрезвычайно модный на Западе композитор, она родилась и жила в Челябинске, в США с 18 лет, где сумела пробиться в перенасыщенной конкурентами среде. Надеюсь еще посмотреть это любопытный спектакль.

Повезло с другой премьерой. В рамках больших молодежных летних оперных классов «Музыка + Театр», проведенных Высшей школой музыки и театра Гамбурга под руководством дирижера Зигфрида Шваба и режиссера Флориана-Мальте Лейбрехта,  послушала оперный триптих первой половины ХХ века. У нас аналогом подобных  проектов можно в некоторой мере считать спектакли труппы Оперной студии при Академии им. Чайковского.  Правда, и в студенческой опере Киева, не зависимо от эпохи, к которой принадлежит первоисточник, нередко ставят так же тяжело, помпезно и малоподвижно, как на главной музыкальной сцене страны. Зато с массой громоздких декораций и аляповатых костюмов. Впрочем, подобный современный спектакль в наших театрах почти невозможно представить. У нас молодежь, как и остальной, поющий оперу народ, и слушатель, воспитывается почти исключительно на музыке, написанной до ХХ века, и услышать произведение более позднего времени, давно считающееся классикой на западной сцене, можно крайне редко. 

Гамбургский триптих состоял из одноактных партитур Мориса Равеля «Дитя и волшебство» 1925 года, Франсиса Пуленка «Груди Тиресия» (1944 г.) и оперы «Святая Сусанна» Пауля Хиндемита, написанной в 1921 году. Шли они в названном порядке и звучали на  немецком языке. Из них в Киеве были дважды поставлены Равель Ларисой Моспан-Шульгой в 1990-м и 2000-м. И Пуленк молодым выпускником режиссерского факультета столичной музыкальной Академии Дмитрием Тодорюком.

Оба спектакля осуществились в не закостеневшей в собственном величии Муниципальной опере. Киевский Равель выглядел вполне традиционно. «Груди Тиресия» – более  «модерно», прошли очень удачно, живо, но, к сожалению, лишь пять раз (именно на такое количество спектаклей в 2010-м театр смог арендовать партитуру Пуленка у издательства Alphonse Leduc). 

В Гамбурге во всех новеллах постановщики использовали сборную в составе молодых солистов-участников летних оперных классов, приглашенного мужского хора, женского хора Высшей школы музыки и театра Гамбурга и «взрослого» оркестра Hamburger Symphoniker. Простые, но выразительные декорации объединяли все три сюжета и выглядели скромно по киевским меркам: на сцене постоянно находились пять-шесть легких стульев и маленький стол. Задника было два: большое табло с надписью «Номер 49 – следующий», что типично для всех приёмных в немецких клиниках. И уходящий в глубь сцены яркий «конус», внутри которого постоянно находились либо хористы, либо происходили отдельные сольные номера и ансамбли. «Больших», мощных голосов солисты не показали, пожалуй, за исключением певицы-кореянки На-Реа Сон. Впрочем, материал не предполагает типично-оперных фиоритур, каденций и пр. демонстраций классических вокальных наворотов. Зато интонационная и артикуляционная техника были идеальны, и скучать не приходилось: действие разворачивалось стремительно, на высоком нервном накале. Актеры не были ходячими вокальными машинами, играли ярко, держа публику в постоянном напряжении. И этому способствовал великолепный музыкальный материал европейских мастеров. Авторы постановки объединили три драмы придуманным сквозным «сюжетом». В опере Равеля речь идет о взбалмошном, непослушном ребенке, бунтующем против родительской воли,  погруженном в мир собственных фантазий. «Груди Тиресия» – фантасмагорическая и комическая «медицинская» история по мотивам фарса Гийома Аполлинера времен Первой мировой войны. Она о супругах, которые меняются своими природными гендерными предназначениями: она отсекает себе груди, а он беременеет и производит несметное количество детишек. В заключение цикла в опере Хиндемита использована старинная легенда о внезапно возникшей греховной физической страсти  молодой монахини Сусанны к фигуре распятого Христа. Постановщики добавили к этому намеки на ее любовные отношения с монахиней-наставницей. В результате Сусанна срывает с себя удушающие ее желания монашеские одежды и припадает к телу почти обнаженного Спасителя, пытаясь стянуть с него набедренную повязку… Последняя картина особенно выразительна, поскольку Христа изображает молодой чернокожий красавец, картинно расположившийся на лежащем в «конусе» кресте.  В двух первых новеллах вокалист поет партию врача, в руки которого сначала отдают на лечение и перевоспитание непослушное дитя, а затем к помощи которого прибегают сменившие пол супруги…  На протяжении всего представления на сцене не только два задника, но и два состояния: полубезумного мира психоделической экспрессии  и повышенной эротичности, сверх чувственности,  любовного томления… Впрочем, в спектакле были и легкие оазисы нервных расслаблений. Как в эпизоде разбрасывания по сцене молочных бутылочек с розовыми и голубыми сосками («Груди Тиресия»). Или прогулки и танцы разряженных павлинами и петухами артистов мужского хора, выступающих в женских платьях и туфлях на огромных каблуках в сюжете с непокорным ребенком. Женскую свободу демонстрировал хор феминисток в котелках, мужском белье начала ХХ века и носках на резинках вокруг икры. Не смотря на разных авторов, аналогии имелись в музыке  всех картин. У Равеля много танцевальности, примыкающей к модным ритмам его времени: вальсу-бостону, фокстроту, галопу, канкану. Пуленк откровенно подражает звучаниям американских бродвейских мюзиклов, акцентируя легкожанровые реминисценции. Его опера наиболее живая, «бытовая», и авторы постановки поместили ее в середину триптиха, как в симфоническом цикле, в качестве своеобразного скерцо. Здесь немало комичного: вылетевшие из-под платья огромные воздушные шары-груди в момент «изменения пола» героини или загримированный «под Кончиту-2014» глава семьи после его преображения в женщину.

Наиболее экстатично выглядел религиозно-любовный финал. Впрочем, в коде все примиряются, непослушное дитя поет в сопровождении женского хора Kyrie Eleison («Господи, помилуй») и с любовью обращается к маме. А затем герои танцуют канкан, все сексуально-заблудшие возвращаются к своему полу и чистоте помыслов, а только что бывшие злыми психиатры становятся человеколюбивыми…

Не могу не похвалить великолепное звучание оркестра и его яркую, как в коротких увертюрах, интродукциях, и, в основном, имитациях голосов птиц, зверей и оживших предметов, партию. И незаметно-незаменимую аккомпанирующую функцию. За три часа не проскочило ни кикса. Зал был полон. Престиж присутствия на премьере в городской  опере и балете стоит в Европе дорого – от 10 до 200 евро. Билеты в филармонию или  оперу раскупаются за много дней до назначенной даты, залы театров всегда полны. Посещение театра, симфонического концерта для европейца – привычка, ритуал. Премьеры всегда проходят в присутствии бургомистра, мэра, не говоря о богатых буржуа. Поэтому мне не удалось попасть на «Татьяну». И все же посчастливилось посетить описанный неординарный спектакль летнего оперного проекта Высшей школы музыки и театра Гамбурга. И за достаточно скромные деньги – 25 евро (цена билета в 3 ряду партера).

Кстати, зал «Форум», где шел триптих, невелик, все здание Школы музыки современно. Но в нем роскошная, идеальная акустика. Это к слову о наших филармонических коммуналках и необходимости нового акустического концертного зала в столице. Осенью «Татьяна» пойдет в Москве. А когда у нас? Может пора заканчивать перелицовывать классические партитуры и выдавать их за новые произведения,  господин Скорик? Мир музыки так широк.

Фото автора

 


Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.