27 июня 2016, понедельник 01:27
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Джаз переехал

Автор → Ольга Кизлова
22 сентября 2014, 23:35
Поделиться →
распечататьраспечатать

 

 
Вчера в Киеве завершился ХІІ Международный фестиваль Koktebel Jazz.  В этом году его география изменилась, и он начался под Одессой, поскольку аннексия Крыма перечеркнула возможность работы украинского проекта. Президент Koktebel Jazz’а Лилия Млинарыч сообщила прессе, что задолго до старта фестиваля получила предложение остаться со своими коллегами на прежней территории при условии перехода под эгиду России. Она и ее ребята отказались. Несмотря на это, в Коктебеле был проведен псевдофестиваль Koktebel Jazz рarty, лишь слегка изменивший название украинского музыкального бренда. Его использовал московский телеведущий Дмитрий Киселев, неожиданно вспомнивший, что именно он – основатель Koktebel Jazz’а. Несколько лет назад он передал бразды правления коктебельским фестивалем Лилии Млинарыч. Теперь в его сердце вновь вспыхнуло к джазу «большое и светлое» чувство, проявившееся в проведении Koktebel Jazz party параллельно с Koktebel Jazz’ом в Затоке. К сожалению, российские организаторы, как ни в чем ни бывало, отправляли приглашения западным артистам от имени украинского фестиваля Koktebel Jazz, нарушая зарегистрированное в Украине, России и на Западе право украинцев на бренд. Кстати, Млинарыч и ее команда получили предложение провести подобный фестиваль  в Словакии. 
 
Под Одессой, на новом месте первый джазовый "блин" вышел не комом, хотя трудностей в его организации и проведении было много. Место для фестиваля в формате оpen аir организаторы выбрали прекрасное. Чистейшее море, огромный песчаный пляж, множество пансионатов и баз отдыха, хороший общепит, магазины, станция Лиманская (одесские маршрутки и электрички), да еще и великолепная погода – все, что можно желать для успешного проекта. На пляже установили две сцены – большую, на которой проходили бесплатные утренние и платные вечерние концерты, и малую, на расстоянии пятисот метров. Днем там проводились выставки фотографий, лекции о джазе, мастер-классы, арт-ателье, видео-перформансы. А после полуночи – танцевальные пати диджеев… Привезти иностранных артистов в Украину было непросто, опасения, связанные с обстановкой на востоке страны, привели к отказу отдельных потенциальных участников от своих обещаний буквально за пару  недель до старта проекта, что вызвало дополнительные осложнения. Не считая отсутствия спонсоров. И все же праздник удался. Публика, артисты, дирекция фестиваля остались довольны уровнем состоявшегося культурного события. А поселковый совет Затоки и ее обитатели, занятые в сфере обслуживания – продлением сезона и дополнительными финансовыми вливаниями. 
 
Утренние концерты на главной площадке Затоки обеспечивали исключительно украинские музыканты. 
 
И вечером на главной Nu Stage работали украинцы: наши известные  артисты  «Даха Браха», Джамала, «Друга ріка”, We are!!, «Вагоновожатые», The Hardkiss.
 
Благодаря зарубежным гостям наиболее ярким стал второй вечер Затоки с участием британской соул-группы Bellerushe и их сограждан, хедлайнеров фестиваля Get Тhe Blessing. Отлично прозвучали греки из  RSN&Esterina. В остальные два дня – Nadine Shah, две группы из Молдавии и духовой оркестр сербских цыган.  Знаменитые фолк-рокеры из Zdob Si Zdub, которые дважды представляли свою страну на Евровидении, покорили артистизмом, непосредственностью и свежестью музыкальных и сценических образов. Здесь всего намешано от души: импровизационной природы молдавской дойны, поп-панка, рэпа, джаз-рока (отличные «пачки» трубача Валериу Мазылу и тромбониста Виктора Дандеша), бешеного вокального и танцевального темперамента лидера Романа Ягупова. Не меньше напора и взаимодействия добавляли ритм-лаутары Святослав Старуш (гитара), Михай Гынку (бас-гитара) и барабанщик Андрей Чеботарь. Выступили живо, весело, свежо, потрясающе. И не скажешь, что осенью группе стукнет 20 лет: огромный пляж под сценой ревел. 
 
 
 
Фестиваль продолжился 19-21 сентября в киевском культурно-образовательном центре «Мастер класс» проектом Voloshin Jazz Week End. Его курировал главный украинский джазовый знаток Алексей Коган. Кроме украинских коллективов выступили Tonbruket из Швеции, поляки Fortuna Electric и британка Julia Biel. А еще сербы из Majamisty Trio, чех Jiri Slupka Sverak, итальянцы Shine и австрийский David six’ Matador – полный интернационал… 
 
Ординарно, на наш взгляд, играли сербы из Majamisty Trio, хотя это очень понравились публике, сметавшей их альбомы в фойе. Поляки из трио трубача Machio Fortuna оказались куда изобретательнее. И альбомов у них более десятка. В арсенале молодого музыканта есть этно-проекты, кино-музыка Кшиштофа Пендерецкого, электронные композиции. В Киеве играли полуакустические собственные сочинения, интересные и неординарные. 
 
В заключительный вечер прекрасно, по-настоящему джазово прозвучал украинский блок: Samba Kolo, Трио Наталии Лебедевой и Квинтет Константина Ионенко. Отмечу, что Ионенко – выпускник Харьковской консерватории, талантливый композитор и мульти-басист. Его музыка весьма не проста для восприятия, современна, сложна по языку и полностью соответствует заявленной в буклете концепции «новой истории украинского джаза». 
 
Сменившая их британка Julia Biel немножко играет на фортепиано и гитаре, немножко поет в полудетской манере и совсем не импровизирует. Вежливая публика слушала, но многие выходили из зала. Зато финальный сет шведского квартета  Tonbruket был очень хорош. Группа собралась пять лет назад. Контрабасист и лидер Дэн Берглунд, гитарист Йохан Линдстрем, клавишник и скрипач Мартин Хендерос и барабанщик Андреас Верлин пришли в нее из разных составов и создали соственный стиль, замешанный на современом джазе, психоделическом роке и чуть-чуть неофолке. Музыку записывают на мюнхенском лейбле Асt, внимательном к шведскому джазу, занимающему высокие позиции в мировой джазовой иерархии. Энергетика зашкаливала, умелое манипулирование вниманием не давало расслабиться, находиться в полном подчинении нравилось. Настоящий триумф современного европейского джаза. Наши музыканты слушали гостей вместе с потрясенной публикой. Прекрасная практическая школа!
 
 
Ну, и какой же фестиваль без интервью?
 
На наши вопросы ответили одни из хедлайнеров фестиваля, участники молдавской группы Zdob Si Zdub трубач Валериу Мазылу и лидер-вокалист Роман Ягупов.
 
 
Zdob Si Zdub силен в молдавских ритмах и мелодиях, вы много импровизируете, слышно влияние джаз-рока. В вашем репертуаре фольклорные цитаты или все ваши композиции авторские, стилизованные под этнические мотивы? 
 
В.М.: Чистого фольклора у нас не может быть. Мы – фолк-рок группа. Мы берем фольклорный мотив, пытаемся сделать его интереснее и выдержать в нашем стиле. Аранжировками занимается наш музыкальный руководитель басист Михай Гынку. Импровизация присуща разным направлениям – фольклору, року, джазу. Она должна существовать, иначе не будет живой музыки, не возникнет слушательский интерес. Импровизация – это свобода действий, она обязана существовать. Есть, конечно, некоторое «но»: вы наверное, знаете, что и в джазе многое заранее обсуждается? Невозможно просто так выйти на сцену, встать и начать каждому играть, что в голову придет. Существует определенная предварительная договоренность, которая не исключает дальнейшей импровизационности. 
 
Нередко импровизация – это набор приготовленных, хорошо выученных мелодических и гармонических комбинаций. Но я порой  с удивлением слышу, как музыкант заявляет перед самым выходом на сцену, мол, не знаю, что буду играть. 
 
Это хорошо с одной стороны, так как такой спонтанный импровизатор –  просто очень уверенный в своих возможностях музыкант. Но многие «комбинаторы» даже записывают свои изобретения. И это нормально. 
 
Да, если это помогает, но записанная импровизация перестает ею быть. Впрочем,  занотированные джазовые импровизации имеют право на существование, поскольку должны ведь на чем-то учиться студенты и самостоятельно изучающие джаз. В Молдавии есть джазовое образование? 
 
Да, в нашей стране учат джазу в училищах и консерватории, правда, я закончил консерваторию как академический трубач. Но современные средства коммуникации позволяют легко знакомиться с разными национальными и стилевыми исполнительскими направлениями. И получив мощную подготовку на основе все еще принятой на огромных территориях  системы советского музыкального образования, музыкант может найти и изучить французскую или американскую духовую, гитарную или фортепианную исполнительскую школу. Я отлично помню, как в советские студенческие годы брал кассету и очень много раз «юзал-юзал», слушая трубача на этой пленке. Сейчас возможности много шире. Пожалуйста –  записи, youtube, ноты, минусовки – только учись. 

Вопрос Роману. Вы отлично двигаетесь, много импровизируете. Но в выступлении коллектива есть и элементы шоу. Кто-то занимается сценическим движением, вы планируете свои «штучки», вроде подбрасывания кахона? (перуанский деревянный ударный инструмент в виде прямоугольного ящика –О.К.) 
 
 
Р.Я.: Это не настоящий кахон, а просто  большая жестяная банка (смеется). Мы за время жизни группы поменяли много направлений. В начале карьеры играли альтернативную музыку 90-х. Наш стиль базировался на группах тех лет. Играли фьюжн, ориентировались на Pearl Jam, Red Hot Chili Peppers и «тяжелые» коллективы. Параллельно слушали классику, Queen, блюз – много разной музыки. Мы не делали шоу, работы с режиссером, хореографом не было, и специалиста по свету своего не имели. Сделать все осознанно нам не дало то, что мы выросли в СССР. Но мы по наитию впитали очень много всего, что видели. Потом, правда, поработали пару раз с профессионалами из Европы. У нас есть готовые определенные сценические движения, но, честно говоря, это джаз, спонтанность, постоянный поиск, полная импровизация. Иногда результат получается отличный. Но порой даже сталкиваемся на сцене друг с другом. У нас все интуитивно. А вот наши коллеги из оркестра Бобана Марковича, которые играли после нас, и с которыми мы выступали в одной программе уже трижды, в своих композициях базируются на том, что играли их родители. Это преемственность поколений. У нас это называется «лаутария». Они не раз прокатали свою программу по всему миру, и, поработав с продюсерами, так отшлифовали все моменты, что у них это монолит. У нас тоже есть народные мелодии, но мы растили и скрещивали свою музыку сами. Где-то пробивали бетонную стену, совмещали несовместимое, и у нас вышел наш собственный микс. 
 
Вы дали отличный концерт.
 
- Я рад, потому что бывают концерты, когда «не прет». 
 
А чему вы вчера научились у балканских коллег или что показалось неприемлемым?
 
- Они, конечно, крутые. Но иногда даже больно смотреть, когда все так отшлифовано, правильно. Порой и нас заедает большое количество концертов, рутина. Но чтобы развиваться, нужно преодолевать собственное эго, давать возможность проявлять себя партнерам. Только через гастроли, трудности, озарения рождается красивая песня. Жизнь музыканта вообще сложна: дороги, таможни, взаимоотношения с семьей… Бывает, летишь куда-нибудь вокруг всего мира с какими-то несуразными пересадками. Возникает желание бросить все. И вот, слушаешь запись концерта своей группы с симфоническим оркестром – у нас есть песня «Нистру» (Днестр) – и чувствуешь - "как я мог думать о том, чтобы это бросить!" Она о нашей земле – красивая, мелодичная, наша и она останется, и ты понимаешь: все не зря! 
 
Ваша страна стремится в Европу, молдаване перешли с кириллицы на латиницу. Что вы думаете о политике?
 
- Политики – странные ребята: говорят одно, думают другое, делают третье. Сейчас в мире происходят «тектонические сдвиги»: большие государства поглощают малые, в свою очередь, от них откалываются другие малые народы и территории. Сколько в мире межнациональных сел, семей. Любовь не знает границ. Все остальное – манипуляции этих монстров. Разным национальностям свойственны разные поведенческие особенности. Но самое сложное – быть человеком. У нас группа многонациональная, и на единстве противоположностей у нас рождается вчерашний джаз… 
 
У вашего коллектива есть собственное лицо, но всегда имеется опасность остановиться в развитии. Как ее избежать? 
 
- Чтобы не наступил застой, музыканту нужно взять под мышку гитару, закрыться в избушке в горах и искать новые возможности. 
 
Вы много двигаетесь на сцене. А спортом занимаетесь, форму поддерживаете? 
 
- Если даешь 15 концертов в месяц, сил на спорт не остается. Тело не хочет больше нагрузок. Но вспоминаешь, что есть абонемент, и идешь в зал. И дома есть гантели, велосипед, бассейн… Я закончил институт физического воспитания. Сейчас нужно после гастролей даже не спортом заниматься, а делать растяжку, массаж, дыхательные упражнения. Тело может быть очень ленивым, но к нему нужно прислушиваться. Питание должно быть живое. Но на гастролях редко правильно питаешься. 
 
Что в планах у группы? 
 
- Больше всего мы хотим сесть за новую работу и расти. 
 
Фото Антона Шевелева
 


Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.