17 апреля 2016, воскресенье 18:20
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Особый статус для отдельных районов

Автор → Андрей Левкин
18 марта 2015, 09:48
Поделиться →
распечататьраспечатать

Мы публикуем аналитический текст Андрея Левкина, размещенный на Полит.ру.

 

П.Порошенко внес на рассмотрение в Раду поправки к закону об "особом статусе" отдельных регионов Донбасса, это часть минских соглашений. Рада должна была принять поправки к 14 марта. Ну, опоздали, но не так, чтобы сразу говорить о сильном нежелании их принимать. Хотя, конечно, нежелание присутствует — сейчас начнется недовольство другой стороны и мало ли во что оно перейдет. 

В пояснительной записке к проекту закона (точнее — к "Законопроекту о внесении изменений в 10-ю статью закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей") сообщается, что он "призван конкретизировать исходный закон" и будет способствовать "стабилизации ситуации и восстановлению нормальной жизнедеятельности на территории областей" и "воплощению общепринятых международных стандартов, которые должны стать предпосылкой проведения прозрачных и демократических выборов".
 
Согласно проекту, к территориям, где будет временно действовать особый порядок местного самоуправления, относятся районы или их части, города, села и поселки, которые расположены "между государственной границей Украины с РФ, урезом воды Азовского моря и линией, которая определена дополнением к этому постановлению, которая соответствует Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года".
 
Пока интересно не то, что там внутри, а обвязка законопроекта — описание условий, в которых он вообще будет применяться. Предусмотрено, что ранее принятый закон "об особом статусе" "отдельных регионов Донецкой и Луганской областей", начнет действовать после свободных и прозрачных "внеочередных выборов, проведенных в соответствии с Конституцией Украины, с соблюдением публичности и открытости избирательного процесса, с обязательным соблюдением стандартов ОБСЕ".
 
Но расширенные полномочия будут предоставлены при соблюдении еще и следующего:
"- при выводе всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины;
- при недопущении незаконного вмешательства в избирательный процесс, в том числе со стороны незаконных вооруженных формирований;
- при соблюдении принципов многопартийности, равенства прав и возможностей участия в избирательном процессе;
- при гарантировании свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа к средствам массовой информации и восстановления с этой целью украинского теле- и радиовещания, обращения украинских печатных средств и так далее;
- при соблюдении гарантий свободного волеизъявления и тайного голосования, избирательных прав переселенцев".
 
То есть, получается несколько так, что сначала ситуация в ОРДЛО должна нормализоваться до состояния, при котором могут быть проведены выборы (плюс все остальное), и только потом вступит в силу закон, который ситуацию и должен нормализовать. Ну, противоречие тут можно снять, считая, что все дело в уровнях нормализации, которые будет, соответственно, улучшаться. Но это общая рамка, которая без технических деталей невозможна.
 
Технические детали есть - Украина, например, достаточно всерьез взялась за обустройство "внутренней границы" — ужесточив режим ввоза грузов на эту потенциальную ОРДЛО, прекратив социальные выплаты жителям этой территории и введя пропускную систему на въезд-выезд туда. Последнее — совсем любопытно. Сначала и в самом деле выстроили будто границу — оформлением пропусков на въезд-выезд (чисто визы), но теперь обещают электронную базу и постоянные разрешения на перемещения. Смысл в том, чтобы не допустить перемещения туда-сюда "чужих". Типа такая вывернутая схема "черных списков" на въезд. Понятно, что когда часть границы страны не контролируется, то адресные "черные списки" на границе АТО не будут работать — неизвестно же, кто именно нежелательный захочет проехать на основную территорию. А тут имеется в виду список-база тех, кому перемещаться можно. Надо полагать, у граждан России с перемещением будут проблемы. 
 
Другая сторона
 
Денис Пушилин
Другая сторона отреагировала нервно. Представитель ДНР на минских переговорах Д.Пушилин заявил, что "ДНР и ЛНР не признают несогласованные с ними поправки в закон об особом статусе Донбасса". Здесь, конечно, главное "несогласованные с нами поправки". Пушилин утверждает, что "Они являются с нашей точки зрения юридически бессмысленными и политически ничтожными. И прямо нарушают дух и букву Минских договоренностей. Минский процесс практически прерван, поскольку его основа - закон об особом статусе - по существу отменяется поправками Порошенко. Он не уважает народ Донбасса, не хочет мира".
 
Ну, если говорится слова о том, что "минский процесс практически прерван", то понятно, чего ждать дальше. Собственно, юридических оснований делать заявления о юридической бессмысленности нет – консультации по поводу закона в минских соглашениях не прописаны. Выборы да, обустраиваются "в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы". Закон согласовываться не может – это дело Украины. Может согласовываться конституция – впоследствии, "с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов". Но это явно не представители контактной группы, а уже кто-то то избранный — то ли на новых выборах, то ли на предыдущих. То есть, эмоции Пушилина понять можно — представителем воющей стороны его признали, но представителем самой территории — ни разу. А там ведь еще один нюанс: границы особой зоны Порошенко видит как линию, "которая соответствует Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года". Но с тех пор линия очень сильно передвинулась, да хоть то же Дебальцево, которое, значит, сепаратисты должны отдать.
 
Запад
 
Франк-Вальтер Штайнмайер
Накануне глава МИДа Германии Ф.-В.Штайнмайер призвал Порошенко к соблюдению минских договоренностей о перемирии. То есть, будто бы Украина их как-то не соблюдает, но было добавлено: "в связи с развитием последних дней" стоит "работать над воплощением Минских соглашений от 12 февраля и далее". Что за развитие событий он имел в виду — не было пояснено, кино, что ли? Но Порошенко был не против. На совместной с А.Меркель пресс-конференции в понедельник он сообщил: "Наша четкая и общая позиция: альтернативы Минску не существует. Минск должен работать, и все стороны должны четко выполнять все взятые на себя обязательства".
 
Там был и такой нюанс — Порошенко встречался с Меркель, а в это же время в Брюсселе главы МИД стран ЕС обсуждали ситуацию на Украине. Соответственно, Меркель и сообщила, что вопрос о санкциях не будет решен до июня, сейчас возможны только политические обсуждения: "Мы будем обсуждать (на саммите Европейского совета 19-20 марта) вопрос о том, что случится, если оно (Минское соглашение) не будет выполнено, но это не означает, что мы сегодня уже готовы принять меры. Речь идет о грубых нарушениях, слово "Мариуполь" было произнесено неоднократно, в этой связи будет решаться вопрос о новых санкциях. Но речь идет пока о политическом обсуждении.
 
Мы можем представить себе, что Минский пакет соглашений будет полностью выполнен".
Она подчеркнула, что новые санкции в отношении Москвы будут приняты лишь "в крайней необходимости". "Но мы этого бы не хотели", - добавила она. Отсюда заодно следует, что вопрос о смягчении санкций не возникал. А еще Меркель добавила, что санкции будут зависеть от состояния дел в Донецке и Луганске, но - не в Крыму, поскольку минские соглашения Крыма не касаются. Тут чисто теоретически неясно - что будет делать ЕС с санкциями, если состояние дел в Донецке и Луганске улучшится – снимет? Но Крым-то останется? По этому поводу Меркель отдельно сообщила, что Германия никогда не признает присоединение Крыма, поскольку это не Украина аннексировала российскую территорию, а Россия аннексировала Крым, несмотря на Будапештский меморандум, а также лишила Украину контроля над собственной границей, ну а референдум в Крыму противоречил международному законодательству: "Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы об этом не забудем". Связано ли это с вечностью санкций — неизвестно.
 
Но в американской версии связь заявлена конкретно. Спикер госдепа США Дж.Псаки прямым текстом сообщила, что "санкции, относящиеся к Крыму, останутся в силе до тех пор, пока продолжится оккупация Россией полуострова". Собственно, Б.Обама 4 марта уже продлил санкции на год.
 
Ну и о кино
 
В ЕС праздничную документалку с Путиным о Крыме особо не комментировали, но вот Псаки на брифинге такой вопрос задали. Ее комментарий не так чтобы официальный, причем тема России возникла ближе к концу.
Отвечая на вопрос о фильме, она сообщила, что позиция США по Крыму не изменилась: "Россия использовала военную силу и насильственно захватила Крым, суверенную украинскую территорию, а затем провела незаконный так называемый референдум для того, чтобы хоть как-то оправдать свои действия".
 
Было добавлено, что год назад В.Путин утверждал, что российские войска не были задействованы в крымской истории, а теперь сообщил об их прямом участии ("это его собственные слова"). Что, соответственно, ставит под сомнение и нынешние заявления о том, что российские войска не действуют в восточной Украине.
 
(Оригинал: "А year ago President Putin told the world that Russian military forces were not intervening in Crimea. He now acknowledges to the world that Russian forces did, in fact, intervene. And those are his own words. So it certainly brings into question the credibility of claims being made today that the Russian military is not intervening in eastern Ukraine").
 
А вот и эпизод по по поводу ядерного оружия, которое было приведено в боевую готовность:
 
"QUESTION: In that same documentary, Putin also stated that during the – his incursion into Crimea, he had the – his nuclear forces on high alert. Just wanted to ask if you have any comment on that.
 
MS. PSAKI: Well, I think not only that – did he acknowledge to the world that Russian forces did in fact intervene, but that they were prepared to take even more aggressive action. Obviously, they didn’t do that, so I don’t have any particular comment beyond that. But again, I think what we’re focused on is where we are now and the question of what’s happening in eastern Ukraine and whether there’s credibility to the claims".
 
"Я полагаю, что они признали перед всем миром не только факт военного вмешательства, но и то, что они были готовы предпринять более агрессивные действия". Разумеется, раз уж это сделано не было, то у Псаки тут нет дополнительных комментариев, "Но, еще раз, следует сфокусироваться на том, где мы все находимся теперь — вопрос в том, что происходит в восточной Украине и существует ли еще какое-то доверие к заявлениям" (понятно чьим).
 
 

 


Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.