10 апреля 2016, воскресенье 10:35
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Беседы с отцом Александром. Беседа 27

1 мая 2015, 15:00
Поделиться →
распечататьраспечатать

 Мы продолжаем публиковать в рубрике "Выпимши" беседы журналиста и писателя Игоря Свинаренко с псковским священником, ветераном-фронтовиком отцом Александром, начатые на сайте "Свободная пресса" ("Псковский старец").


Предлагаем вашему вниманию 27-ю беседу - об умении слушать и слышать.
 
  
 
– Отец Александр, что мы всё вокруг да около. Давайте уж про истину поговорим! Наконец.
 
– Истину только через горе познаешь.  
 
– Ну, а с умным-то человеком тоже полезно поговорить. 
 
– Я не против. Апостол Павел тоже говорит, что в спорах рождается истина. Он уточнял, что он против споров клеветнических или там яростных. А споры деликатные – они необходимы, они неизбежны.
 
– Я, кстати, с вами отродясь не спорил. Просто пытаюсь узнать ваше мнение по разным вопросам, всего-навсего. Это вовсе не спор.
 
– Беседа все равно интересная. 
 
– Конечно! Мне – да, я не знаю как вам, а мне-то интересно!
 
– Беседа – она интересней всех книг, интересней всех философий и научных технических доказательств и тому подобное. Это все интереснее потому, что через Бога только можно познать человеку смысл жизни. Только в Боге смысл жизни. И если кто нашел Бога, и ухватился за него, и любит его, – тот нашел смысл жизни.
 
– Ну вы-то нашли! Вот и рассказываете мне про найденное…
 
О. Александр, конечно же, не стал мне по первому требованию излагать истину, а вместо этого достал фотоальбом и показал мне старую фотокарточку. Где он молодой:
 
– Это вот первый год моего священства. В 55-ом году меня было поставили священником в Ярославле.  В 55-ом! Тебя еще не было.
 
– Точно…
 
– Я много с того времени говорю с людьми. С разными. По всей стране – от Дальнего Востока и до Калининграда. И с военными, и с партийными деятелями. Пришлось много говорить, и никогда я не лицемерил, а говорил то, что мне дано. 
 
– Не боялся. Вот и сегодня в Лавре мы зашли в пещеры, и нас вел там некий монах, и он сказал: «Христос не любит трусливых! Он любит смелых и помогает им! А кто боится, тех он отвергает».
 
– Вот правильно. Это хорошие слова, это мои слова. 
 
– Слова партизана.
 
– Да. 
 
Я, кстати, еще в Москве слышал от разных людей, которые в теме, фразу отца Александра: «Бог любит непокорных и смелых!» Говорю ему про это. Он смеется. И в очередной раз вспоминает, как вел идейные дебаты с разными начальниками при совецкой власти:
 
– Я тогда сказал, что вы вроде светлое будущее строите, но зачем же расстреливать своих людей, поднимать революцию, разрушать все построенное, и выгонять своих за границу, да? Зачем?
 
– Ну да… Вы это говорили со знанием дела, потому что вас и самого хотели расстрелять?
 
– Да. Да. Я был под этим.
 
– Ну а была бы польза кому-то от того, что вас взяли б да застрелили тогда? Какая польза, а? Никакой!
 
– Польза большая… Господу Богу польза. 
 
– Отец Александр! А вот если вам что-то непонятно, вы у кого спрашиваете?
 
– У кого я спрашиваю?
 
– Куда вы идете или звоните?
 
– А мне бывает другой раз непонятно, а я не спрашиваю ни у кого.
 
– Почему?
 
– Как почему? Потому что, если не понятно, значит, я думаю над этим, а прейдет время – и будет мне понятно.
 
– Значит, думаете, торопиться не надо с такими вещами…
 
– Да, не надо торопиться, пока время еще не созрело.
 
– Ну, а есть же какие-то люди, которых вы считаете равными себе? А то и вовсе умнее вас? Есть такие люди или нет?
 
– Ну, всяких людей встречается много. На новых интересно посмотреть, поговорить с ними. Вот ты – новый для меня. 
 
– Да я-то что? Пришел, ушел… Таких много, как я.
 
– Да. Вот именно. Особенно в наше время всяких людей очень много. 
 
– Да. Да!
 
– Которые, понимаете, не зная ничего, могут наплевательски относиться ко всему доброму, и честному, и святому, и порядочному, и плюнуть для них – ничего не значит. А если не понятны такому человеку мои слова, он и на меня плюнет, да. Потому что он не понимает то, что я говорю. А чтоб понять  мои слова, нужно иметь образование.
 
– Ну да…
 
– Если человек имеет образование, его интересно и слушать, и вопрос ему задать… 
 
– Так вы ездите к епископу или к какому-нибудь старцу, вот к кому-то, когда чего-то не понимаете, просите объяснить?
 
– Нет. Я не хочу. Не хочу. Часто, бывает, Игорек, просто откровенно говорю, что я со священниками общего ничего не имею. По богослужению, по всему, по догматике и по всему-всему тому, что в церкви существует, ну, общие темы – там мы совпадаем. А когда мы начинаем говорить о жизни, то мы общего часто даже не имеем. И не хочется другой раз с таким и разговаривать. 
 
– То есть, вам не с кем уже и поговорить, получается?
 
– Да… 
 
В беседу вступает Виктор, псковский бизнесмен, он много помогает отцу Александру и вот сейчас, когда мы вернулись из поездки в монастырь, зашел к батюшке попить чаю. И вот Виктор говорит:
 
– Чтоб ты понял, его интересует состояние духа. Если он вот по духу находит таких, которые чувствуют эту духовность, он с ними разговаривает, а если этого духа нет, о чем говорить-то? О пустом?
 
Ну, про духовное отец Александр всегда готов:
 
– Я знаю, что меня удовлетворяет. Никакое богатство земное, никакая красота земная, никакие деньги или что-либо такое, чтобы я мог перечислять материалистическое – такое не удовлетворит  меня. Вот я, например, вчера вечером  молился, и поплакал немного. Я говорил: «Помоги, Господи! (Далее он перечисляет людей, за которых молился.) Помоги, Господи моим друзьям! Сколько их бедствуют! Сколько они ищут правды! А правда-то, Господи, только в тебе! У каждого человека есть правда, своя правда. Ну что это за правда? Как говорил Никсон: «У лжи коротка ножка». Я когда говорю с людьми, тогда чувствую благодать Божию. Чувствую, что Господь мне помогает, а у самого меня нет много силы прикладывать для того, чтобы, размышляя, какую-то мысль передать вам. Оно просто течет, как речка, как речка течет. Так вот давай, понимаете, схватывай и перемалывай, да и переваривай, да и старайся понять.
 
– А я, значит, еще не просветленный, еще не чувствую благодати.
 
– Да. Ну, это я понимаю. Я понимаю вас. 
 
– Наверно рано мне еще. 
 
– Я понимаю тебя. Человек духовно растет, как физически растет дерево. Семя горчичного дерева – очень маленькое. Но если бросить его в землю, то потом вырастает дерево настолько великое, что птицы небесные укрываются  в ветвях его. Так и человеческая натура в духовном смысле она развивается медленно. Сказано в псалме: «Я сплю, Господи, ночью. А Ты ночью не спишь надо мною, а толкуешь такие мысли, которые мне нужны». Вот! Да. Я не против, чтоб человек развивался. Но, может, человек разовьется не туда, куда нужно? Человек может стать бомжом, и сам того не заметит, как стал – что шаг за шагом, и спустится очень низко, на дно. Но бомжом ты не признаёшь сам себя, а считаешь себя умным, талантливым и ученым человеком…
 
Поговорили мы и про книжку «Несвятые святые». Батюшка знаком с некоторыми ее персонажами. Они ездили к нему, бывали у него. Отец Александр дружил с отцом Рафаилом, который на машине разбился:
 
– Хороший был парнишка. Хороший.  И он меня любил, и я его любил. Он даже говорил: «Батюшка, я к тебе бы ездил каждый день, но мне стыдно нарушать твой покой. А я б хотел почаще быть у тебя, чтобы слушать тебя. Он безобразно очень ездил, на больших очень скоростях, и – разбился насмерть. Иоанн Крестьянкин говорил ему, предупреждал: «Разобьешься насмерть!».  
 
Так и вышло…
 
Почему так вышло, зачем Рафаил нарушал правила? Куда спешил? Какой в этом смысл? Поди знай… Поздно разбираться, да и по-любому полно вещей, которых нам не понять.  
 
 
Продолжение следует.
 
Фото автора.
 
Координатор проекта - Наталья Глазова.
 


Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.