15 апреля 2016, пятница 21:23
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Украина-Россия, «гуманитаризация» переговоров

Автор → Андрей Левкин
10 июля 2015, 14:06
Поделиться →
распечататьраспечатать

Мы публикуем текст Андрея Левкина о непростом вопросе гуманитарной помощи из России, отправляющейся в Донбасс. Оригинал текста размещен на Полит.ру.

 

"Коммерсант" сообщил, что "украинские власти предложили Москве кардинально изменить схему доставок гуманитарных грузов в Донбасс". Смысл предложения в том, чтобы доставлять их по железной дороге (документ направлен МИДом Украины в МИД РФ). Кроме самой доставки по железной дороге, предлагается, чтобы подробная информация об их содержании представлялась за неделю до отправки, а в досмотре и доставке помощи участвовали представители Международного комитета Красного Креста (МККК) или другой организации. В принципе, для международной помощи это вполне логичный вариант Россия пока на это не отреагировала, но тут пока без выводов – прошло мало времени.

 

Вообще говоря, это чуть ли не самое кардинальное, что было по теме Донбасса в последнее время. Актуальнее даже темы постоянных перестрелок и Контактной группы в Минске. Потому что тут как бы хотят договориться о чем-то, помимо прекращения боевых действий.  
 
С чем может быть связано это предложение? "Коммерсант" трактует так: "Ранее Киев неоднократно высказывал критику в связи с поставками в Донбасс российской помощи посредством гуманитарных колонн МЧС РФ. "Украину не устраивает схема этих так называемых гуманитарных конвоев, потому что под видом помощи они завозят на нашу территорию и контрабанду, и оружие,— объяснил "Ъ" депутат от "Блока Петра Порошенко" Александр Черненко.— При этом никакого учета не ведется, проверить, проконтролировать идущие из России транспортные потоки мы не имеем возможности".
По словам украинского политика, в Киеве убеждены: обратно российские конвои "зачастую нелегально вывозят украинское госимущество — разворованные по частям украинские заводы". "Естественно, это происходит без нашего согласия. То есть фактически мы сталкиваемся с контрабандой и воровством",— посетовал он.
Объяснения не выглядят исчерпывающими, поскольку все, о чем говорится в этих цитатах, существует как минимум год. Собственно, там вообще все свалено в кучу. Вопрос-то простой и связан с отсутствием украинского контроля границы на неподконтрольных ей территориях. Ну кто ж еще верит, будто сепаратисты до сих пор стреляют тем, что нашлось на неких военных складах в Донбассе? Не Приднестровье даже, что там было делать складам, иметь в виду войну Укр.ССР и Рос.СФСР? Да и то, за год интенсивной стрельбы все уже и иссякло бы. Не говоря уже о внезапно возникшей технике.
 
Тема контроля за границей существует все время, Украина ее постоянно обозначает, о контроле за границей говорят все западные политики. Но ни раз не было никакого движения по этому поводу как со стороны Д/ЛНР, так и России. Отвод вооружений обсуждается, демилитаризация, скажем. Широкова - тоже, а эта тема никогда. И вот что в такой ситуации вообще можно урегулировать? Никакой прозрачности в том, что касается границы Украины и России нет. Собственно, кому вообще понятно, как там это все?
Что именно предлагается сейчас со стороны Киева? Итак, грузы из России доставлялись в Донбасс по железной дороге. Далее: "Поезд должен пересекать границу Украины в районе населенного пункта Тополи (Харьковская область), проверка груза должна проводиться чуть далее, в городе Купянске. В Купянске к составу с российским грузом должны подсоединяться вагоны с украинской гуманитарной помощью". Далее расписаны маршруты последующих перемещений. А также правила досмотра и т. п. Документ выглядит вполне тщательным, то есть к делу подошли всерьез и, вероятно, уже и это может что-то означать даже и с политической стороны. Вообще, тут можно тоже увидеть позитив: Украина по факту предлагает России совместно оказывать гуманитарную поддержку Донбассу.
 
Нюанс, конечно, в том, что гумпоезда должны пересекать границу Украины в районе населенного пункта Тополи (Харьковская область). То есть, по территории, которую контролирует Украина. А тогда (самый очевидный вывод), все, что идет не через этот пункт – гумпомощью считаться не будет. Что из этого следует - тоже не вполне понятно, но упорядочить ситуацию налицо.
 
У "Коммерсанта" в статье есть и загадочный момент. Точнее цитата: "Владислав Дейнего, представитель ЛНР в контактной группе, пояснил "Ъ", что технически доставка гуманитарного груза из России в Донбасс "возможна", однако он усомнился в необходимости изменения нынешней схемы. "Непонятно, для чего это нужно. Украинские таможенники имеют сейчас все возможности для досмотра конвоев. Если они не доверяют своим автомобильным таможенникам и доверяют железнодорожным, ну пусть разберутся со своими таможенниками,— заявил он "Ъ".— ДНР и ЛНР поддерживают любые разумные предложения, но для этого они должны как минимум быть разумными. Можно грузы и через Луну отправлять, только разумно ли это. На вопрос, в чем проблема, я ответа от Киева пока не услышал".
 
Фото: politikus.ru
 
 
Эти слова любой поймет так, что Украина контролирует границу. А где и как она это делает? Собственно, ЛНР-ДНР могли бы дать уже пару успокоительных материалов на тему – вот таможенный пункт, вот украинский таможенник, вот украинские флаги. И все это вместе постоянно контролирует поступление гуманитарных грузов в ДНР-ЛНР. А вот почему-то ничего такого не видно. Столь же загадочен момент: "На вопрос, в чем проблема, я ответа от Киева пока не услышал" – так ровно в том, чтобы все это шло через контролируемые Тополи, нет разве?
 
Украинская гуманитарная системность
 
Существенно, что это не какое-то отдельное предложение. Оно вполне в тех же рамках, как Украина выстраивает отношения с неподконтрольными территориями. Скажем, 16 июня СБУ опубликовало "Новые временные правила пересечения и перевозки товаров на не подконтрольные Киеву территории Донецкой и Луганской областей". Уже и там есть пункт о том, что перевозка с или на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик  всех товаров, кроме гуманитарной помощи, разрешается только железнодорожным транспортом. Ну да, тут как раз гумпомощь можно провозить и не по железной дороге, но в случае с Россией явно учитывается неподконтрольность границы. Заодно еще из этих правил: запрещена перевозка через линию соприкосновения алкогольных и табачных изделий, топлива (бензина и газа), а перевозка продуктов питания и медикаментов возможны только в виде гуманитарной помощи. И еще один пункт, вызвавший сильное недовольство всех, но, тем не менее, сохраняющийся: запрет на пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом. Можно только, если не более 8 пассажиромест, не считая водителей. То есть — никакого автобусного сообщения.
 
Теперь гумпомощь. Есть несколько ее источников. Основные: "Гуманитарный Штаб Фонда Рината Ахметова" за год доставил 3,5 миллиона продуктовых наборов, это 45,5 тыс. тонн продуктов. Красный Крест - 15 тыс. тонн гуманитарной помощи. Со стороны России цифр раньше особо не было, а в этот раз "Коммерсант" сообщил: "Последний на данный момент 31-й гуманитарный конвой РФ прибыл в Донецк и Луганск 25 июня 2015 года. Всего в Донбасс из России с августа 2014 года было доставлено более 39 тыс. тонн гуманитарных грузов". Но как распределяется российская гумпомощь — не вполне понятно. Ходят разговоры, что она в самом деле гуманитарная, но местные ее не так, чтобы видят, потому что она расходится неким целевым образом — через школы, больницы и т.п. — включая сюда и вооруженных товарищей.
 
Какая вообще цена вопроса, то есть значимость гуманитарки? Можно вспомнить "Временные правила", где сообщено, что " перевозка продуктов питания и медикаментов возможны только в виде гуманитарной помощи". Вообще же, ситуация на неподконтрольных территориях не очень-то известна. Хорошо, кто-то съездит и привезет репортаж. У одного будет оптимизм, у другого пессимизм. Но это зависит даже не от политических воззрений, а просто от того, с какими ожиданиями он туда ехал. Есть, конечно, и что-то объективное. Например, ситуация с лекарствами.  
 
Есть обновляющаяся "Гуманитарная карта ситуации и потребностей Донецкой и Луганской областей" от Гуманитарного штаба Ахметова — карта большая, интерактивная. Там можно узнать многое и это не будет оптимистично. 
 
Рамочная позиция украинских властей в том, чтобы "не кормить бандитов". Отсюда и жесткая привязка "продуктов питания" (ну и медикаментов заодно) к гумпомоли и ее проверкам с обязательным подтверждением адресности выдач — тот же Фонда Ахметова публикует данные о пункта выдачу, дате и время. Как все это может работать в случае российских "гумконвоев", даже если они пройдут через Тополи, — неведомо.
Но вопрос же не только в гуманитарной составляющей. Мало что понятно в том, как именно там вообще функционирует хозяйство. Со стороны "Д/ЛНР" экономических заявлений не дождаться, не считая заявлении о желании еще что-то национализировать. Опять же, если все время разговоры о гумпомощи, то нормального функционирования там нет. С украинской стороны есть определенный регламент, который весьма запутан, так что приводимый ниже пример — не чтобы понять, что там да как работает, а только чтобы ощутить разнообразие деталей. Это еще апрельский материал, ситуация могла несколько измениться в сторону ужесточения после новых "Временных правил пересечения... ", но рамка была такой: "Бизнес с зоной АТО". Для понимания пригодится и такое изложение обстоятельств:
 
"Заключение договоров с предприятиями из зоны АТО и проведение с ними финансовых расчетов - правомерная предпринимательская деятельность. Она не может считаться преступлением и тем более - финансированием терроризма.

Можно ли работать с предприятиями из зоны АТО?
Заключение договоров с ними - финансирование терроризма?
Предприниматели и хозяйственные общества, которые зарегистрированы на неконтролируемой украинскими властями территории Донецкой и Луганской областей, столкнулись с рядом проблем и ограничений.
Они связаны с отсутствием однозначных правил ведения хозяйственной деятельности и злоупотреблениями со стороны правоохранительных органов..."
 
Излагать нюансы тут бессмысленно, их там полно, но что-то уже понятно. Понятно и то, что никакой нормальной экономической деятельности в таких обстоятельствах быть не может Например, СКМ только что показал по прошлому году убытки в $1.8 млрд, причем понятно, что дело тут и не в прибылях, а в том, чтобы просто сохранить корпорацию — тем более, что она системообразующая в регионе. 
 
В цитированной статье и такие нюансы:
"В случае уплаты "налогов" в "ДНР" правоохранительным органам необходимо разбираться в вопросе наличия прямого умысла по финансированию терроризма.
Любой предприниматель, которого заставили "зарегистрироваться" в так называемой ДНР, или который из-за страха потери своего имущества или бизнеса вынужден платить сепаратистам "налоги", не испытывает восторга от таких затрат.
Не каждый предприниматель платит эти "налоги" добровольно, многие столкнулись с прямыми угрозами. Заявления лидеров так называемой ДНР, а также так называемые законы ДНР можно считать публичными угрозами.
Правильной уголовно-правовой квалификацией для таких предпринимателей является статус потерпевшего от вымогательства, статья 189 УК.
Таким образом, если у предпринимателей не было прямого умысла передавать деньги террористической организации с целю их последующего использования для проведения терактов, то и отсутствует состав преступления".
 
 
Фото: tsn.ua
 
 
Там рассматриваются еще разные кейсы, так что чтение весьма расширит представление о действительности. Причем, эти нормативы, при всей их запутанности, мало что значат с политической стороны — тех, кто работает с "зоной АТО", все равно будут обвинять в поддержке или, как минимум, в сотрудничестве с террористами. Например, еще один кейс, связанный с тем же Р.Ахметовым и его Гуманитарным штабом (они тут попадают в примеры ровно потому что постоянно и, что ли, объемно работают с Донбассом). У Ахметова там была сеть супермаркетов "Брусничка" и и на нее всякий раз вешали обвинения в том, что гуманитарными рейсами туда завозят товары. Это опровергалось, проверялось — все равно продолжали обвинять. Наконец, "Брусничка" была закрыта — поскольку по новым правилам доставка товаров стала фактически невозможной. Ну, о завозе под видом гумпомощи товаров в "Брусничку" все равно говорят, но это уж как водится. Тут о другом: Украина по факту оттуда выходит, а откуда там вообще тогда берутся продукты? Конечно, заходят российские товары, поскольку Украина не пускает, а с Россией граница открыта. Украинозамещение, практически. По слухам, тут же "Брусничку" чуть ли уже не перенял "Перекресток". Примерно то же касается и бензозаправок.
 
Все это - сложная и обширная история, на фоне которой мораль украинского предложения по гумпомощи разве что в том, чтобы Россия показала хотя бы ее, гумпомощь. Но смысл? Упорядочить ситуацию, которая в данных обстоятельствах упорядочена быть не может? Но, в конце концов, все таки пытаются договориться, а предложение о совместной доставке гумпомощи может считаться даже и каким-то знаком...
 
 

Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.