5 апреля 2016, вторник 20:23
RSS Facebook Twitter LiveJournal ВКонтакте
Проекты

Авиаблокада

Автор → Илья Карпюк
13 октября 2015, 18:33
Поделиться →
распечататьраспечатать

Мы публикуем материал Ильи Карпюка, размещенный на Полит.ру, об отмене прямого воздушного сообщения между Россией и Украиной.

 

Министерство транспорта России получило официальное уведомление Госавиаслужбы Украины о полном прекращении прямого воздушного сообщения между двумя странами. Теперь для того, чтобы после 25 октября долететь из России на Украину или обратно, придется делать пересадку в третей стране.

Вся история с авиаблокадой то ли России, то ли Украины выглядит довольно забавно, если бы от нее не страдали десятки тысяч людей в обеих странах.
 
Противостояние в этой сфере началось в сентябре 2015 года, тогда президент Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против ряда российских компаний, в число которых попали почти все крупные авиаперевозчики, от «Аэрофлота» до Red Wings.
В приложении к указу президента авиакомпании обвинялась в создании реальных или потенциальных угроз национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, а также в том, что их действия приводят к «оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности».
 
На самом деле претензии украинской стороны были достаточно простыми: российские авиакомпании летают в Крым или через воздушное пространство полуострова, не спрашивая на то разрешения у Киева. По мнению украинских юристов, этот факт нарушает профильное межправительственное соглашение 1994 года, а значит позволяет Киеву ввести санкции против компаний-нарушителей.
 
В указе Петра Порошенко не сказано прямо, какие именно санкции необходимо применить к российским компаниям — сначала даже могло показаться, что им просто будет закрыт транзит через украинское небо. Но столь мягкий вариант не был принят украинскими политиками и вскоре было заявлено однозначно: с 25 октября почти все крупнейшие авиаперевозчики России потеряют право совершать рейсы в украинские города.
 
Фото: samolety.org
Единственным исключением стала компания Utair, у которой просто не было рейсов в Симферополь. В руководстве перевозчика уже задумались на тем, чтобы резко увеличить число рейсов на Украину, но история получила продолжение.
 
Российские власти не могли согласиться с аргументами Киева и довольно оперативно придумали ответных ход.
 
Росавиация запретила без разбора всем украинскими авиакомпаниями с 25 октября пользоваться воздушным пространством России, отметив, что запрет будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.
 
Вообще-то реакция Москвы просчитывалась достаточно легко — российская дипломатия всегда при возможности дает симметричный ответ. Так что Петра Порошенко даже заподозрили в том, что санкции стали инструментом внутриполитической борьбы. От решения Росавиации страдают крупнейшие авиакомпании Украины, в том числе «Международные авиалинии Украины», которые, по неофициальным данным, принадлежат Игорю Коломойскому, снятому недавно с поста губернатора Днепропетровской области.
 
Как бы то ни было, в ответ на решение Росавиации Госавиаслужба Украины также закрыла небо для всех «неприятельских» авиакомпаний — то есть исключительно для UTair, так как остальные компании были в стоп-листе и ранее.
 
Официальное объяснение запрета — «в связи с непредоставлением ответа Росавиацией с объяснение причин ограничения полетов украинских авиакомпаний». Если бы работники Госавиаслужбы Украины зашли на сайт Росавиации, они бы увидели официальное объяснение причин запрета, но вряд ли это изменило бы их собственное решение.
 
Судя по имеющейся информации, серьезных затруднений отмена прямого авиасообщения не вызовет.
 
 
По данным Росавиации, которые приведены в сообщении ведомства, в 2015 году средний месячный пассажиропоток составил около 100 тысяч человек, причем более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами были именно украинцами.
Железные дороги перевозят почти вдвое больше пассажиров, в среднем около 190 тысяч человек в месяц. Ежедневно между двумя странами, с учетом транзита из России в Молдавию, курсирует 10-11 составов, причем заполняемость вагонов, как утверждают в РЖД, достаточно низкая.
 
Если учитывать еще и то, что год назад число перевезенных железными дорогами пассажиров было вдвое выше — сказывался и транзит в Крым, и в целом более мирное отношение между странами — то РЖД и их украинские коллеги, в принципе, смогут спокойно «переварить» дополнительные 100 тысяч человек в месяц. Без лишних проволочек можно прицепить к существующим составам дополнительные вагоны, а если не будет политических проблем, то можно даже запустить несколько новых поездов между крупнейшими городами.
 
Правда, мало что сравнится с удобством прямого перелета. Даже с учетом времени на поездку в аэропорт и прохождение пограничного контроля, из центра Москвы в центр Киева пока еще можно попасть за 4-5 часов, поезда же идут 12-13 часов. При этом заметный выигрыш в цене получается, только если пользоваться вагонами самого низкого класса. Билет туда-обратно на самолете сейчас обходится в 15-16 тысяч рублей, в купейном вагоне в 11-12 тысяч, а в плацкартном вагоне в 6-6,5 тысяч.
 
Естественно, за рынок готовы побороться  авиакомпании третьих стран. В Белоруссии уже объявили, что аэропорт Минска готов к росту транзитных пассажиров, а «Белавиа» даже открывает новое направление Минск-Одесса. Латвийская AirBaltic также готова принять пассажиров — тем более, что рижский аэропорт и так является удобным и дешевым пересадочным пунктом для россиян.
 
Фото: liga.net
Пока цена пересадочных рейсов даже ниже, чем прямых. Если лететь из Москвы в Киев через Минск или Ригу, то можно купить билет за 13 тысяч рублей. По времени это, правда, будет все ближе к поездке на поезде.
«Белавиа» предлагает довезти пассажира из Москвы в Киев с пересадкой в Минске за 3 часа 10 минут — учитывая паспортный контроль и дорогу в аэропорт, поездка из центра одного города в центр другого займет от 6 часов.
 
Вообще, как показывает опыт многолетнего запрета на прямое авиасообщение с Грузией, проблема эта обходится — россияне и грузины летали через Баку, Стамбул, Киев и Минск, в сезон никто не отменял «Комету» между Батуми и Сочи, да и движение по Военно-грузинской дороге прерывалось разве что лавинами и снегопадами. Но волшебным образом после возобновления прямых перелетов поток туристов из России в Грузию увеличился за пару лет в несколько раз, сейчас, фактически, россияне заново открывают для себя эту страну.
 
Конечно, Украина в любом случае доступнее для россиян — ее не отделяет горный хребет, туда проще добраться на личном автомобиле, да и прямое железнодорожное сообщение пока сохраняется. Но, например, до Западной Украины доберется уже не каждый путешественник — так что не исключено, что через пару лет услышать во Львове русскую речь станет на самом деле сложно.
 
 

Реклама
Loading...

Социальные сети

Tweet
0

Редакция

Электронная почта:
Телефон: +38 (044) 278-2888, +38 (068) 363-0661
Адрес: г. Киев, ул. Пушкинская, 1-3/5, оф.54
Выходит с ноября 2009 г.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полiт.ua обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ua.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полiт.ua, 2009–2011.