Окрема думка
17 января корреспондент «Полiт.UA» работал членом участковой избирательной комиссии в одном из сел. Это не первая работа в комиссии, предыдущий опыт оказался позитивным. Прошлые (парламентские) выборы прошли на редкость прозрачно, чинно и даже несколько скучно. Зато на нынешних скучать было просто некогда.
Задолго до дня голосования стартовала гонка за место в комиссии от «щедрых» кандидатов. Ставки были высоки – сначала заявления на членство в комиссиях предлагали писать кандидаты второго эшелона, которые, кроме положенных от государства 200 грн., могли ничего и не заплатить, но ведь от «элитных» кандидатов можно было и не дождаться приглашения. Что характерно – с большим удовольствием в члены комиссий брали немолодых людей со средним образованием. То же касается глав и секретарей – предпочтение отдавалось лицам без образования.
В результате некоторые счастливчики, которые успели написать заявление о желании быть членом от Партии регионов (самой щедрой в кампании), в момент оглашения списков комиссий оказались разочарованы: кто-то из них оказался представителем Василя Противсиха, кто-то – Сергея Ратушняка, а кто-то – Бродского. Разочарованных успокоили довольно быстро, объяснив, что финансирование идёт из одного источника. Окончательно работники избиркома поверили в удачу, когда получили подарки к Новому году наравне с официальными «регионалами»: по бутылке шампанского, куску сыра, по две банки сгущёнки и по 500 гривен. Кроме того, представителям от партии на каждом участке был озвучен желаемый результат и обещание премировать за каждый голос сверх «нормы» в размере 100 грн. за голос. БЮТ же наоборот пригрозил штрафными санкциями тем представителям, на участках которых результат окажется ниже ожидаемого.
Накануне дня голосования, как известно, каждый избиратель должен получить приглашение на выборы с указанием личного номера в списке. На нашем участке почти ничей номер приглашения не совпал с номером в списке, а каждый десятый не нашел себя в списке вообще.
Списки, которые проверялись избирателями с сентября, перед выборами, как и положено, были отправлены в теризбиркомы, а накануне выборов были получены новые, которые немедленно были отправлены в сейф и опечатаны. На нашем участке список из 467 избирателя «ужался» до 406, т.е. исчезли 13% человек. Сотрудники теризбирком на обращение ответили, что они понятия не имеют, в чём причина, а для таких недоразумений существует бланк уточненного списка.
В 11 часов утра, когда в уточненный список было внесено уже десять фамилий, поступило новое указание: от невнесенных в списки избирателей о желании проголосовать. Проголосовавших отлавливали всей комиссией, затем коллективным разумом изобретали образец заявления.
В 16 же часов терризбирком попросил исполнить ночное судебное решение о запрете изменения списков избирателей и необходимости предоставления медицинской справки о немощности для голосования на дому.
В результате на участке из 425 (с внесенными в день голосования) избирателей проголосовало 302, то есть 71 %, и день выборов завершился на нашем участке мирно.
Лесь Коваленко