КСУ отменил ответственность за недостоверное декларирование: основные аспекты решения
Конституционный Суд Украины опубликовал решение № 13-р/2020 по делу по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Закона Украины "О предотвращении коррупции», Уголовного кодекса Украины.
Судьи Конституционного Суда признали такой, что не соответствует Конституции, статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривала ответственность за декларирование недостоверной информации.
Отмененная норма предусматривала, что представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренной Законом Украины "О предотвращении коррупции", или умышленное непредставление субъектом декларирования указанной декларации наказываются штрафом от 2 500 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
КСУ считает, что установление уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверных сведений в декларации, а также умышленное непредставление субъектом декларирования декларации является чрезмерным наказанием за совершение этих правонарушений.
"Негативные последствия, которые испытывает человек, привлеченный к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 366-1 УК Украины, непропорциональны вреду, который наступил или мог наступить в случае совершения соответствующих действий", - говорится в решении.
Кроме того, Конституционный Суд признал неконституционными некоторые положения Закона «О предотвращении коррупции»:
- п. 6, 8 ст. 11 (относительно полномочий НАПК на осуществление мониторинга и контроля за выполнением актов законодательства по вопросам этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц; осуществление контроля и проверки деклараций субъектов декларирования, хранения и обнародования таких деклараций, проведение мониторинга образа жизни субъектов декларирования);
- п. 1, 2, с 6 по 10-1, 12 12-1 части 1, части 2-5 ст. 12;
- ч. 2 ст. 13 (относительно прав уполномоченных лиц НАПК);
- ч. 2 ст. 13-1 (относительно уполномоченных подразделений (уполномоченных лиц) по вопросам предотвращения и выявления коррупции);
- ст. 35 (особенности урегулирования конфликта интересов, возникшего в деятельности отдельных категорий лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления);
- абзацы 2, 3 ч. 1 ст. 47 (относительно учета и обнародования деклараций);
- ст. 48-51;
- ч. 2, 3 ст. 52;
- ст. 65 (относительно ответственности за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения).
Решение КСУ является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.