Заработали новые правила для банков относительно раскрытия информации о кредитах и депозитах
С 1 сентября 2020 заработали введенные Национальным банком Украины требования к раскрытию банками исчерпывающей информации об услугах и их полной стоимости для клиентов. Об этом напомнили в НБУ.
Это предусмотрено постановлениями № 141 и № 62.
Отныне на сайтах и в рекламе банков должно быть достаточная по объему, правдивая и актуальная информация об условиях депозитов и потребительских кредитов - их стоимость, полные затраты клиента, включенные дополнительные услуги, способ оплаты, санкции в случае невыполнения клиентом условий и т.п.
Сведения о кредитах и депозитах на сайтах
Все банки должны предоставлять полную информацию о потребительских кредитах и депозитах для граждан на вебсайте в едином унифицированном формате.
Прежде всего банки обязаны указывать:
- реальную годовую ставку по кредиту;
- наличие дополнительных услуг (например, страховой компании, государственного регистратора, нотариуса, оценщика) и их стоимость для клиента, срок услуги;
- ориентировочную общую стоимость кредита;
- периодичность погашения кредита;
- предупреждение о возможных последствиях в случае просрочки выплат по кредиту
- условия досрочного снятия денег с депозита и другие.
Клиент, зайдя на веб-сайт любого банка, должен иметь возможность загрузить файл в стандартном виде с исчерпывающей информацией о полной стоимости, условиях получения услуги, рисках для себя и тому подобное.
Также на сайтах банков должны работать калькуляторы для расчета расходов за пользование потребительским кредитом или доходов от размещения средств на депозит.
Сведения о кредитах и депозитах в рекламе
Такая реклама не должна затруднять визуальное восприятие информации об услуге.
Также в рекламе обязательно должны быть указаны основные характеристики услуги:
- для кредита - реальная годовая процентная ставка, максимальная сумма кредита и его срок;
- для депозита - годовая процентная ставка, срок вклада, валюта и минимальная сумма.
Эти требования касаются телевизионной рекламы, радиорекламы, рекламы на билбордах и на интернет-баннерах.
Требования касаются только рекламы конкретных продуктов или услуг для граждан, однако не распространяются на рекламу услуг для бизнеса и ФЛП, а также не применяются к имиджевой и категорийной рекламы банков.
Контроль соблюдения требований
Национальный банк будет осуществлять ежедневный мониторинг веб-сайтов и рекламы банков и контролировать соблюдение требований к раскрытию информации.
За нарушение прав потребителей предусмотрены штрафные санкции от 300 до 800 необлагаемых минимумов доходов граждан за каждое нарушение.