Майдану предстоит биться за то, чтобы сохранить Украину безопасной для меньшинств
Мы републикуем перевод статьи Амелии Глейзер – доцента русской и сравнительной литературы, руководителя российских, восточно-европейских и евроазиатских исследований в Университете Калифорнии, Сан-Диего, автора книги Jews and Ukrainians in Russia's Literary Borderlands, сотрудника последнего номера журнала Polin, посвящённого еврейско-украинским взаимоотношениям. Текст был размещен на сайте Уроки истории.
Оригинальная публикация – www.tabletmag.com, 25 февраля 2014.
Официальная Россия связала украинские протесты с погромами, но евреи выступают на стороне Майдана, поскольку под угрозой историческое будущее.
Люди возлагают цветы и оплакивают антиправительственных демонстрантов, убитых при столкновении с полицией, у самодельного монумента на киевской Площади Независимости, 24 февраля 2014. (Bulent Kilic/AFP/Getty Images)
Киевский Майдан Незалежности, Площадь Независимости, находится в 20 минутах ходьбы от того места, где я жила десять лет назад. Я была аспиранткой, изучающей региональные субкультуры в их историческом взаимодействии – и в особенности, евреев, русских и украинцев. Я приехала с ожиданиями, вытекающими из моего чтения о XIX и даже XX веке, что эти группы изолированы друг от друга, хотя эти группы в независимой и модернизированной Украине были переплетены.
Это была страна, в которой недавно ушедший актёр Богдан Ступка мог растрогать аудиторию своим исполнением роли Тевье-молочника – по-украински. В 2004, во время Оранжевой Революции, запущенной протестной волной против фальсификаций на выборах, в которых «выиграл» Янукович, мои украинские друзья представили мне стоящего рядом Бориса Наумовича, восьмидесятилетнего ветерана, с которым я практиковала разговорный идиш. Теперь, десятилетие спустя, три месяца назад вновь сложился в такой же мере разнородный союз – чтобы опротестовать действия Януковича, которого на прошлой неделе сместили с президентского кресла и который, кажется, бежал в Крым [данный текст был впервые опубликован 25 февраля 2014 г. – Прим. УИ].
И вот в независимой Украине сильно несхожие исторически этнические нарративы сошлись в одной точке, чтобы создать возможность для своего космополитического сосуществования. Однако исторически конфликты на украинских площадях всегда сметали барьеры между этническими меньшинствами страны. В 1881 г. убийство революционерами Александра II вызвало первую вспышку массовых погромов против евреев. Провал революции 1905 г. привёл к новой волне налётов. Письменные свидетельства гражданской войны 1918 – 1921 г. в Украине описывают эскалацию конфликта – от революционных протестов до антисемитского насилия. Автору реплики из хаотичной народной массы в «Белой гвардии» Михаила Булгакова, созданной в Киеве в 1918 г., приходит в голову:
– Тут бы сейчас на базар, да по жидовским лавкам ударить. Самый раз...
Кажется, что те, кто настраивается на курс российского президента Владимира Путина, были бы счастливы всколыхнуть эту старую вражду. Российский министр внутренних дел Сергей Лавров сердито назвал лидеров украинского Майдана «вооружёнными экстремистами» и обвинил их в свершении погромов против полиции. Моше Реувен Асман, раввин киевской хоральной синагоги, убеждал евреев покинуть город и даже обратился к Авигдору Либерману, израильскому министру иностранных дел, рождённому в Советском Союзе, с просьбой поддержки в ситуации антисемитских выпадов.
Как было бы удобно Владимиру Путину, если бы протестующих, всю зиму простоявших на киевском Майдане и площадях по всей Украине, можно было бы обобщённо назвать правыми экстремистами, антисемитами, сторонниками украинского господства, а ещё более – если бы враждебность к местным евреям можно было бы представить как доминирующее настроение на западе страны, позиционируя Россию как гаранта их безопасности на востоке. Не ошибитесь: это действительно так, что портреты героя украинского национализма Степана Бандеры висят у киевских баррикад и что некоторые националисты вовлечены в текущую революцию. Правда также и то, что в синагогу на востоке Украины бросали зажигательные бомбы. Но некоторые свидетели говорят о том, что большую часть уличного насилия развязали так называемые «титушки» – отморозки, нанятые как раз для того, чтобы превратить мирный протест в силовой – и что многие смерти протестующих на совести снайперов, которые стреляли по безоружным людям. Эскалация насилия на прошлой неделе позволила России выступить в роли судьи и сделать официальное заявление с призывом к «лидерам площади» «прекратить кровопролитие».
Обстановка, которую описывают активисты и запада, и востока Украины, включает разнообразие без насилия. Демонстранты Майдана протестуют не только против Януковича, но и против тех, кто хотел бы видеть страну разделённой надвое, что одновременно бы и критически ослабило Украину, и укрепило бы имперское присутствие России в регионе. Российский политический теоретик Александр Дугин говорит, что «Москва должна активно включаться в переустройство украинского пространства». И губернатор восточной харьковской области Михаил Добкин, и мэр Харькова Геннадий Кернес имеют еврейские корни, и оба они объединились с инициаторами разделения Украины на восточный и западный сегменты. Некоторые интернет-тролли произносят антисемитские оскорбления, но их не произносят лидеры Майдана.
Огромное число организаторов протеста по всей Украине – это еврейские интеллектуалы: по большей части, художники, учителя, исследователи и преподаватели разного возраста. 24 февраля Вадим Рабинович, президент Всеукраинского еврейского конгресса и владелец телеканала «Еврейские новости», выступил с высказыванием, в котором характеризовал отношение протестующих к еврейскому сообществу как «толерантное и спокойное» и предположил, что заявления об обратном являются чистой провокацией. Множество известных евреев заявили о поддержке движения на Майдане, среди них олигарх Виктор Пинчук, журналист Виталий Портников, художник Александр Ройтбурд. Мой друг и коллега Анатолий Кержнер написал о совершенно очевидном включении еврейских культурных событий в платформу Майдана: раввин Хиллель Коэн в одной из городских ортодоксальных синагог прочитал молитву о мире, Пушкин Клезмер Бэнд выступили с песнями на идише, представители вузов делали доклады об украинской еврейской истории.
Некоторые евреи, родившиеся в Украине и эмигрировавшие в Израиль, где они служили в армии, вернулись в Киев, чтобы помочь заинтересованной стороне и обратить свой военный опыт в практику. «Или национальность ещё не важна для этой борьбы, или она не важна в принципе», – сказал мой друг Юрий Якубов, 30-летний дизайнер из Харькова. Более того, многие украинские иммигранты в Израиле выразили свою поддержку Майдану. 10-минутный ролик на Youtube показывает цепочку непринуждённых высказываний израильтян, выходцев из Украины, на русском и украинском языках, в поддержку стремления Украины вступить в Евросоюз в качестве независимого государства. В другом ролике рэп на украинском на тему независимости соединён с видео, на котором украинские израильтяне держат знаки поддержки Майдану.
Теперь, когда Янукович ушёл, то, что находится под угрозой, – это сохранение не воображаемой украинской этнической суверенности, а богатой мультиэтнической территории – страны, которая на протяжении последних двадцати лет смогла связать себя в одно целое и признать сложности и противоречия прошлого. Это страна, которая включает множественные истории, среди которых еврейская, украинская, польская, советская, габсбургская, оттоманская. Это страна, в которой вы можете сесть на ночной поезд в Киеве и проснуться в Черновцах Габсбургов, или в Одессе Екатерины Второй, или в индустриальном Харькове. И когда Лавров пытается воскресить историю погромов в своих комментариях о Майдане, он замечательным образом признаёт, что всё ещё видит Украину в категориях XIX века, как сателлит России, которая высылала свои меньшинства на окраины империи, и где разнообразие было помехой.
Украина – всё ещё новая страна, но её граждане, и в особенности её молодые граждане видят в разнообразии одно из преимуществ страны. «Смотри, нам некуда отступать, – сказал Якубов мне по скайпу из Харькова на прошлой неделе, как раз после того, что позже окрестили „кровавым четвергом". – Так что нам нужно за это бороться».
Перевод Натальи Колягиной
Оригинальная публикация – www.tabletmag.com, 25 февраля 2014.
Официальная Россия связала украинские протесты с погромами, но евреи выступают на стороне Майдана, поскольку под угрозой историческое будущее.
Люди возлагают цветы и оплакивают антиправительственных демонстрантов, убитых при столкновении с полицией, у самодельного монумента на киевской Площади Независимости, 24 февраля 2014. (Bulent Kilic/AFP/Getty Images)
Киевский Майдан Незалежности, Площадь Независимости, находится в 20 минутах ходьбы от того места, где я жила десять лет назад. Я была аспиранткой, изучающей региональные субкультуры в их историческом взаимодействии – и в особенности, евреев, русских и украинцев. Я приехала с ожиданиями, вытекающими из моего чтения о XIX и даже XX веке, что эти группы изолированы друг от друга, хотя эти группы в независимой и модернизированной Украине были переплетены.
Это была страна, в которой недавно ушедший актёр Богдан Ступка мог растрогать аудиторию своим исполнением роли Тевье-молочника – по-украински. В 2004, во время Оранжевой Революции, запущенной протестной волной против фальсификаций на выборах, в которых «выиграл» Янукович, мои украинские друзья представили мне стоящего рядом Бориса Наумовича, восьмидесятилетнего ветерана, с которым я практиковала разговорный идиш. Теперь, десятилетие спустя, три месяца назад вновь сложился в такой же мере разнородный союз – чтобы опротестовать действия Януковича, которого на прошлой неделе сместили с президентского кресла и который, кажется, бежал в Крым [данный текст был впервые опубликован 25 февраля 2014 г. – Прим. УИ].
И вот в независимой Украине сильно несхожие исторически этнические нарративы сошлись в одной точке, чтобы создать возможность для своего космополитического сосуществования. Однако исторически конфликты на украинских площадях всегда сметали барьеры между этническими меньшинствами страны. В 1881 г. убийство революционерами Александра II вызвало первую вспышку массовых погромов против евреев. Провал революции 1905 г. привёл к новой волне налётов. Письменные свидетельства гражданской войны 1918 – 1921 г. в Украине описывают эскалацию конфликта – от революционных протестов до антисемитского насилия. Автору реплики из хаотичной народной массы в «Белой гвардии» Михаила Булгакова, созданной в Киеве в 1918 г., приходит в голову:
– Тут бы сейчас на базар, да по жидовским лавкам ударить. Самый раз...
Кажется, что те, кто настраивается на курс российского президента Владимира Путина, были бы счастливы всколыхнуть эту старую вражду. Российский министр внутренних дел Сергей Лавров сердито назвал лидеров украинского Майдана «вооружёнными экстремистами» и обвинил их в свершении погромов против полиции. Моше Реувен Асман, раввин киевской хоральной синагоги, убеждал евреев покинуть город и даже обратился к Авигдору Либерману, израильскому министру иностранных дел, рождённому в Советском Союзе, с просьбой поддержки в ситуации антисемитских выпадов.
Как было бы удобно Владимиру Путину, если бы протестующих, всю зиму простоявших на киевском Майдане и площадях по всей Украине, можно было бы обобщённо назвать правыми экстремистами, антисемитами, сторонниками украинского господства, а ещё более – если бы враждебность к местным евреям можно было бы представить как доминирующее настроение на западе страны, позиционируя Россию как гаранта их безопасности на востоке. Не ошибитесь: это действительно так, что портреты героя украинского национализма Степана Бандеры висят у киевских баррикад и что некоторые националисты вовлечены в текущую революцию. Правда также и то, что в синагогу на востоке Украины бросали зажигательные бомбы. Но некоторые свидетели говорят о том, что большую часть уличного насилия развязали так называемые «титушки» – отморозки, нанятые как раз для того, чтобы превратить мирный протест в силовой – и что многие смерти протестующих на совести снайперов, которые стреляли по безоружным людям. Эскалация насилия на прошлой неделе позволила России выступить в роли судьи и сделать официальное заявление с призывом к «лидерам площади» «прекратить кровопролитие».
Обстановка, которую описывают активисты и запада, и востока Украины, включает разнообразие без насилия. Демонстранты Майдана протестуют не только против Януковича, но и против тех, кто хотел бы видеть страну разделённой надвое, что одновременно бы и критически ослабило Украину, и укрепило бы имперское присутствие России в регионе. Российский политический теоретик Александр Дугин говорит, что «Москва должна активно включаться в переустройство украинского пространства». И губернатор восточной харьковской области Михаил Добкин, и мэр Харькова Геннадий Кернес имеют еврейские корни, и оба они объединились с инициаторами разделения Украины на восточный и западный сегменты. Некоторые интернет-тролли произносят антисемитские оскорбления, но их не произносят лидеры Майдана.
Огромное число организаторов протеста по всей Украине – это еврейские интеллектуалы: по большей части, художники, учителя, исследователи и преподаватели разного возраста. 24 февраля Вадим Рабинович, президент Всеукраинского еврейского конгресса и владелец телеканала «Еврейские новости», выступил с высказыванием, в котором характеризовал отношение протестующих к еврейскому сообществу как «толерантное и спокойное» и предположил, что заявления об обратном являются чистой провокацией. Множество известных евреев заявили о поддержке движения на Майдане, среди них олигарх Виктор Пинчук, журналист Виталий Портников, художник Александр Ройтбурд. Мой друг и коллега Анатолий Кержнер написал о совершенно очевидном включении еврейских культурных событий в платформу Майдана: раввин Хиллель Коэн в одной из городских ортодоксальных синагог прочитал молитву о мире, Пушкин Клезмер Бэнд выступили с песнями на идише, представители вузов делали доклады об украинской еврейской истории.
Некоторые евреи, родившиеся в Украине и эмигрировавшие в Израиль, где они служили в армии, вернулись в Киев, чтобы помочь заинтересованной стороне и обратить свой военный опыт в практику. «Или национальность ещё не важна для этой борьбы, или она не важна в принципе», – сказал мой друг Юрий Якубов, 30-летний дизайнер из Харькова. Более того, многие украинские иммигранты в Израиле выразили свою поддержку Майдану. 10-минутный ролик на Youtube показывает цепочку непринуждённых высказываний израильтян, выходцев из Украины, на русском и украинском языках, в поддержку стремления Украины вступить в Евросоюз в качестве независимого государства. В другом ролике рэп на украинском на тему независимости соединён с видео, на котором украинские израильтяне держат знаки поддержки Майдану.
Теперь, когда Янукович ушёл, то, что находится под угрозой, – это сохранение не воображаемой украинской этнической суверенности, а богатой мультиэтнической территории – страны, которая на протяжении последних двадцати лет смогла связать себя в одно целое и признать сложности и противоречия прошлого. Это страна, которая включает множественные истории, среди которых еврейская, украинская, польская, советская, габсбургская, оттоманская. Это страна, в которой вы можете сесть на ночной поезд в Киеве и проснуться в Черновцах Габсбургов, или в Одессе Екатерины Второй, или в индустриальном Харькове. И когда Лавров пытается воскресить историю погромов в своих комментариях о Майдане, он замечательным образом признаёт, что всё ещё видит Украину в категориях XIX века, как сателлит России, которая высылала свои меньшинства на окраины империи, и где разнообразие было помехой.
Украина – всё ещё новая страна, но её граждане, и в особенности её молодые граждане видят в разнообразии одно из преимуществ страны. «Смотри, нам некуда отступать, – сказал Якубов мне по скайпу из Харькова на прошлой неделе, как раз после того, что позже окрестили „кровавым четвергом". – Так что нам нужно за это бороться».
Перевод Натальи Колягиной
Обсудить
Комментарии (0)