Телефоны для связи:
(044) 256-56-56
(068) 356-56-56
» » Десятинная церковь и сакральное пространство

Десятинная церковь и сакральное пространство

30 январь 2019, Среда
124
0

Десятинная церковь и сакральное пространствоПоследний день VI Международной киевской ярмарки завершился публичной лекцией «Політ.ua». О сакральном пространстве древнего Киева рассказали российский историк, директор Научного Центра восточнохристианской культурыАлексей Лидови археолог, заместитель директора Института археологии Национальной академии наук УкраиныГлеб Ивакин. Несмотря на то, что изначально организаторыярмаркидаже предполагали, что российский и украинский ученые будут оппонировать друг другу, рассказывая о христианских древностях, исследователи сразу предупредили, - какие бы политические отношения и когда не складывались между двумя странами, человеческие и научные контакты никогда не прекращались.


Основное внимание оба лектора уделили раскопкам(кстати, тоже совместным, - часть експертиз найденных фрагментов проводится в Киеве, а часть в Санкт-Петербурге)Десятинной церкви - архитектурного памятника Киевской Руси, первой храма, построенного в столице древнерусского государства после принятия им христианства. В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины все археологические работы на месте Десятинной церкви должны быть прекращены 30 сентября 2010 г., напомнил Ивакин, после чего встает вопрос, что же с откопанным фундаментом делать дальше.


- Существует несколько предложений, в том числе выстроить на этом месте новый храм, - эта идея нравится, в том числе, отдельным представителям властей, готовы даже иконографические проекты, что совсем удивительно - рассказал Лидов, тут же добавив, что не уверен в правильности этой затеи. Ведь мы доподлинно не знаем, как на самом деле выглядела Десятинная церковь, не сохранилось ни точных рисунков ее первоначального вида, ни, разумеется, чертежей, напомнил исследователь

- Это будет очевидный муляж, красивая фальсификация.

Впрочем, чиновники порой отличаются весьма экстравагантным отношением к истории, поделился анекдотом Ивакин: коллеги из высших академических кругов рассказывали, что к ним обращались представители властей с просьбой обосновать празднование Дня крещения Руси (в этом году праздник впервые отмечался на общероссийском уровне –Полiт.ua)не в Киеве, а во Владимире. По их мнению, этот русский город был основан вовсе неВладимиром Мономахом, а тем же Владимиром-Крестителем, а значит и новый государственный праздник можно отмечать без лишних проблем не за границей, а дома.


- Куда правильнее было бы сделать консервациютого, что сохранилось от Десятинной церкви, - предложил Лидов, - после чего создать там музей. Возможно было бы сделать так, чтобы у посетителей была возможность как спуститься внутрь, так и смотреть на церковь сверху, - пространство над ней могло бы быть покрыто стеклом.

А в том месте, где находилась алтарная часть, можно было поставить небольшую часовню, - она использовалась бы для богослужений, продолжил директор Научного Центра восточнохристианской культуры. По мнению Лидова, это продемонстрировало, с одной стороны, «высокодуховное и культурное отношение к памятнику истории», а с другой позволило бы объединить сакральное пространство древнего Киева с современным.


Ведь строительство Десятинной церкви, как, впрочем, и других киевских храмов, не было спонтанным актом, - и у князей, и у церкви был замысел по созданию сакрального пространства, - иеротопии (от греч. "иерос" - сященный и "топос" - место" –Полiт.ua), какохарактеризовалэто явление Лидов. В качестве примераученый привел цитату из «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, где тот сравнил строительство Десятинной церкви с благой вестью, которую архангел принес Богоматери: "Радуйся, град православный, Господь с тобой" (Десятинная церковь, напомним, была возведена именно в честь пресвятой Богородицы). По мнению Лидова, князь и митрополит создавали сакральное пространство в духе визанстийской иконической традиции, своеобразную «пространственную икону». Поэтому не случайно строительство и Золотых ворот - это «прямая цитата из Византии», - в Константинополе от Великих Золотых Ворот путь вел к Святой Софии, напомнил Лидов, - как и в Киеве.


Сами же ворота, по его словам, это «важный эсхатологический символ», - запечатанные врата, через которые Иисус Христос вошел в Иерусалим, по Священному Писанию, должны открыться в момент второго пришествия Мессии. Оттого в виде ворот в старинных священных книгах изображали и небесный Иерусалим, - ворот которые венчала церковь. Как в Константинополе, - новом Иерусалиме, и как в Киеве, новом Константинополе и новом Иерусалиме. Строительство киевских церквей было «иеротопическим творчеством», добавил Ивакин.


Впрочем, предложение историков по созданию на месте Десятинной церкви музея под стеклянной крышей, а особенно придание этому пространству и некого религиозного смысла вызвало весьма непростую дискуссию в зале. Несмотря на то, что Лидов и Ивакин привели несколько примеров создания современных сакральных пространств в Москве (на территории Зачатьевского монастыря), Париже (рядом с Нотр-Дам де Пари) и Иерусалиме, некоторые гости лекции взялись критиковать идею: активно интересовались, какая из церквей, Киевского или Москвоского патриархата может получить право на проведение богослужений.


А кто-то задался вопросом, что же делать язычникам, - ведь на Старокиевской горке были и их капища, - тоже строить музей и стеклянный купол. Лидов заверил, что любые исторические памятники должны быть сохранены. По мнению ученого, «нет противоречия между церковью и музеем» в деле сохранения исторических памятников, и та и другая сторона в равной степени заинтересована в сбережении древних святынь.

В большом павильоне выставочного центра на Левобережной играла бодрая ламбада, то и дело грозясь заглушить дискуссию о сакральном пространстве древнего Киева.


- Вот он, яркий пример внедрения иеротопического подхода в совершенно чужеродную среду, - пошутил Лидов. Ламбада замолкла. 

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)