Телефоны для связи:
(044) 256-56-56
(068) 356-56-56
» » 19-я гармонь

19-я гармонь

25 май 2019, Суббота
123
0
19-я гармоньКо Дню независимости заканчивается обычно летний релакс в украинских медиа. С началом осени совпадает начало очередного политического сезона и очередной избирательной кампании. Впрочем, местные кандидаты уже красуются в уличной «наружке», но в СМИ пока вяло. И мы отложим эти неизбежные игры до неизбежной осени. А пока у нас праздник и «праздничные сюжеты».

Самый веселый – про «мультикультурные ролики» на Интере. К сожалению, он был отыгран предсказуемо и в одни ворота.

Титульные патриоты усмотрели здесь кощунство и украинофобию, возмущенный колумнист «Украинской правды» решил, что перевод гимна это дежурный наезд Табачника на «державну мову»: «Телеканал Хорошковского (читай: официозно-пророссийский) запустил кампанию по приравниванию языков нацменьшинств к государственному». – Это вам только кажется, заявляет автор «УП», что создатели проекта делают подарок Украине, на самом деле идет полномасштабное наступление на украинский язык и украинскую государственность.

Это был Олександр Аронець, юный патриот, юрист и большой оригинал, он там выступал на разогреве. Затем вышел серьезный аналитик Ярослав Макитра и перечислил все «ляпы», которые насобирали профессиональные искатели блох. Оказалось, что евреи смешали языки (они их и по жизни смешивают, но тут … как можно!), что светский гимн не поют в синагоге (вообще-то действие по сюжету происходит в йешиве, там учатся, а не молятся), и – что самое ужасное – и евреи, и поляки, и все прочие поют, что они «козацкого роду». По ходу автор напоминает, что синагога на Щекавицкой «отреставрирована на деньги бизнесменов - членов Партии регионов». И на ее открытии присутствовал сам Дмитрий Табачник, - все это не случайно, конечно. Равно как и национальная принадлежность автора роликов:  «наполовину россиянину Гресю удалось то, что не сумели даже Богдан Хмельницкий, Симон Петлюра и Степан Бандера. Под его началом россияне, евреи, поляки и другие запели на родном языке "Ще не вмерла Україна..." и признались, что они козацького роду».
Это был такой «иронический ход», для тех, кто понимает, - ведь евреям и полякам пристало всякий день и час помнить свои исторические обиды, как неизменно помнят их разновозрастные колумнисты «УП».

Ария профессиональных патриотов из Севастополя, - соответственно «Русских людей обижают», - тоже была озвучена и многократно отражена в разного порядка СМИ, мы выбрали «Сегодня». Орфография оттуда: «Евреи показаны в школе, армяне за работой, грузины на танцевальных подмостках, цыгане в поле, с гитарой. Во всех полны вдохновения умные лица, и правильная речь, а русские — наоборот: главный герой спит на улице, просыпается, чешет низ живота, сам — небритый, в рубашке и морской фуражке, встает и пьет рассол, а потом появляется компания с гармошкой. Гармонист в каких-то шортах, босиком, у всех небритые лица, мягко говоря, невдохновленные».

От имени вменяемой оппозиции выступил Андрий Бондар на «Zaxid.net»: Здесь не столько «идеологическая альтернатива … ющенковскому принципу «моя нация», которую попыталась инициировать новая власть», но своего рода «старые песни о главном», реанимация советского мифа про «чуття єдиної родини», фольклорно-этнографическая показуха, выдаваемая за «мультикультурность западного образца». Вы скажете мне, что, в конце концов, это красиво, а я скажу, что стереотипы это обидно, - приблизительно таков посыл Бондаря. И отчасти он прав: авторы проекта в самом деле попали в известную ловушку: настаивая на мультикультурности и акцентируя этнические стереотипы, они так или иначе остаются в границах все той же романтической «национальной идеи». Разве что смешивают жанры (гимн с анекдотом) и меняют регистры. Что же до «Телекритики», то там интеровский проект «припечатали» «Гимношароварщиной», собрав, кажется, все богатые идеи, которые здесь были перечислены, - от ляпов до национальных обид, и от «языкового вопроса» до разного порядка конспирологических прозрений об истинной цели азаровских «пропагандистов».

А что там было на самом деле? После ющенковской «звериной серьезности» и неизменного героического пафоса нам показали … героев анекдота, они были разные, где-то смешные, но всегда симпатичные, - вопреки фольклорному стереотипу они были не «злые», но добрые соседи. От архаической мононациональной идеи нам предложили отказаться в пользу идеи «мультикультурной». Правда, на уровне приема (игра со стереотипами) мы так и остались с папахами и вышиванками, гуляшом и бульбой. И кажется, неслучайно, одновременно со всей этой «гимноисторией» «Zaxid.net» запускает дискуссию о «политической нации». Сначала Ярослав Грицак произносит сакраментальные слова «Украина и Европа». Т.е. понятно, что «модерная» политическая нация, это та, которая в ЕС, а не за его границами. Дальше там привычная уже песня: как мы туда хотим и как нас там хотят, кто именно хочет нас больше, а кто – меньше, чего хочет Россия и т.д. Ничего нового. Потом Илько Лемко очень толково разъясняет разницу между нациями «культурными» и «политическими» (Staatsnationen), после чего проделывает некий кунштюк, и оказывается, что в нынешней Украине «автором идеи» политической нации был покойный Кушнарев. Дальше можно уже не писать и не читать, все предсказуемо. Но я доскажу. Идея политической-мультикультурной нации только на первый взгляд выглядит привлекательной и современной, на самом деле она архаичная и нежизнеспособная, - говорят нам. Почему? Потому что у поляков не получилось. И чехи со словаками разделились. Других примеров мы не знаем. Нас и эти устраивают. У нас будет как у поляков.

Затем слово берет все тот же Андрей Бондар. (Я заведомо пропускаю авторов, которые подверстывают под тему «третьи вопросы», Кавказ, Белоруссию и задержание блоггера Олега Шинкаренко). Бондар задается вопросом, что же на сегодняшний день реально способно объединить украинцев в «нацию». Т.н. «негативная идентичность» - коррупция, беззаконие и безработица, одни и те же, что во Львове, что в Севастополе, никудышние дороги, одинаково никудышние в Крыму и в Карпатах. В этом мы, безусловно, едины, но в чем тогда потенциал? Между тем, есть вещи другого порядка, все эти признаки глобального мира – фейсбук, карточки Visa, федеральные телеканалы и транснациональный бензин. То, что обычно называют «цивилизационным расколом», нас не касается, то, что нас разъединяет, находится в пространстве культуры, а не цивилизации. Последний вопрос: а кому это нужно, чтоб мы стали «политической нацией»? Трудно сказать, легче сказать – кому не нужно. Нынешним украинским политикам, полагает Бондар, нужен «народ, которому всегда можно «впарить» соответствующий миф – будь то униженная и оскорбленная нация а ля Ющенко или «усьо будет Донбасс» Януковича, - миф, за который он в нужный момент проголосует и позволит привести «своих людей» во власть».

И еще один проект – он тоже был запущен на «Zaxid.net», но в полную силу и по-взрослому «отыгран» в праздничном «Зеркале недели». Он завязан на цифре «19», условно назовем его «страна-подросток». «Zaxid.net» тут подверстывает истории 19-летних, не знавших СССР и родившихся в независимой Украине. «Зеркало» традиционно проводит соцопросы и сравнивает цифры. На этот раз получилось, что цифры года 2010 очень похожи на цифры года 2005, т.е. первый год каденции Виктора Федоровича как это ни странно напоминает первый год каденции Виктора Андреевича. Есть, правда, существенная разница между Западом и Югом:

«На Юге страны в этом году День Независимости будут праздновать: как большой праздник — 15% (против 7% в прошлом году), как официальный — 51% (против 35%). В августе-2005 порыв был несколько слабее. Тогда День Независимости собирались отмечать как большой праздник 13% южан, как официальный — 37%.На Западе — все наоборот. В этом году праздновать День Независимости как большой праздник будут лишь 29% жителей региона (против 37% в прошлом году и 45% в августе 2005-го). Стало быть, наши пришли — празднуем?».

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)