Телефоны для связи:
(044) 256-56-56
(068) 356-56-56
» » Что ждать от Налогового кодекса?

Что ждать от Налогового кодекса?

30 сентябрь 2018, Воскресенье
506
0
Что ждать от Налогового кодекса?7 октября Верховная Рада приняла за основу правительственный проект Налогового кодекса. Выдержавший не одну редакцию документ до конца осени станет законом, - профильный комитет уже начал его подготовку ко второму чтению. После принятия Налогового кодекса, как ранее пояснил журналистам председатель Верховной Рады Владимир Литвин, парламентарии смогут, наконец, принять и бюджет на следующий год.

Дискуссии вокруг Налогового кодекса не утихали все лето: правительство даже вынуждено было организовать "публичное обсуждение" законопроекта с представителями бизнеса и общественности. Некоторые эксперты сразу после начала дискуссии заявили, что документ "повергает предпринимателей в шок".

Кодекс, напомним, устанавливает следующие ставки налогообложения: налог на доходы предпринимателей-физлиц составит 15%, НДС - 17% (с 1 января 2014 г.), налог на прибыль в 2011 и 2012 гг. составит 19%, в 2013 и 2014 гг. – 18%, в 2015-ом –17%, с 2016 г. – 16% (сейчас 25%). Для новосозданных предприятий и тех, у кого доход до 3 млн. гривен налог на прибыль составит 0% на срок 5 лет, для предприятий легкой промышленности, гостиниц, предприятий судостроительной и самолетостроительной промышленности – 0% на 10 лет. 

Ставка единого налога составит - от 20 до 1500 грн. Впрочем, работать на нем смогут только физлица с объемом доходов до 300 тыс. (в действующей редакции - до 500 тыс.) гривен и штатом не более двух человек (сейчас 10 человек). И это далеко не все, уменьшится и список тех, кто сможет единым налогом воспользоваться: кабмин исключает частные предприятия, работающие в сфере развлечений, торгующие "секонд-хендом", занимающиеся операциями с недвижимостью, оптовой торговлей, транспортом, правом, бухгалтерией, аудитом, рекламой, подбором персонала, перепродажей предметов искусства и антиквариата, розничной торговли через Интернет. Кроме того, ставка налога поднимется с 200 до 1500 гривен в месяц, если предприниматель работает по всей Украине и до 1000 гривен, если он трудится в сфере IT.
Кроме того, штраф за неуплату единого налога вырастет до 50% от ставки.

Одновременно с изменением налоговых ставок расширяются и полномочия налоговых органов. Так, в частности, налоговая с 1 января 2011 года получит право требовать от налогоплательщиков справки или копии документов о наличии банковских счетов, а на основе решения суда -- еще и информацию о движении по этим счетам. Смогут налоговики обращаться в суд с иском о приостановлении расходных операций налогоплательщика на счетах в банках в случае, если он откажет в проведении проверки или не пустит налоговиков в офис, отмечает журнал "Деньги".

Кроме того, налоговую будет интересовать не только налоговая отчетность и соблюдение валютного законодательства, но и оформление трудовых отношений с сотрудниками и регистрационные документы. Искать не оформленных официально сотрудников налоговики будут не только в бухгалтерии компании, но и в ходе контрольных проверок на местах.
Но это кратко. Желая чуть больше разобраться в том, что же готовит украинцам новый Налоговый кодекс, мы решили поговорить с президентом международной аудиторско-консалтинговой компании BDO в Украине Аллой Савченко. Беседовала Татьяна Човпун.
— Алла Ивановна, мы бы хотели поговорить с Вами о новой редакции Налогового кодекса. Получается, что это вторая редакция…
— На самом деле — третья. Потому что был первоначальный проект Налогового Кодекса (№2215 от 21.07.2009 г.) был принят в первом чтении еще летом. Потом 7 сентября на сайте Верховной Рады появился вариант, где в авторах стояли Сергей Терехин и Николай Катеринчук, такой вот «вариант от Верховной Рады». И 21 сентября, наконец, появился вариант Кабинета министров (7101-1 от 21.09.2010 г.). Так что на самом деле их, по крайней мере, три, а не два. И они достаточно разные.
— Но ведь последний правительственный вариант, принятый за основу в минувший четверг, наверняка не учитывает всего того, что обсуждалось за лето? Чего этом проекту не хватает?
 

— Сравнивать с предыдущими редакциями, то сказать сложно, потому что сравнительной таблицы между этими вариантами нет. Кто-то для себя, может быть, что-то и делает, но общей сравнительной таблицы каждого варианта Налогового Кодекса нет, поэтому сравнивать тяжело. Если говорить о здравом смысле, о каких-то пожеланиях, то положителен сам факт существования и принятия Нового Кодекса. Хороша сама идея собрать все налоговое законодательство вместе, потому что Украина чуть ли не единственная страна, где нет такого кодифицированного законодательства по налогам. Речь о его принятии ведется уже, по-моему, лет восемь, каждый год говорят-говорят, и все никак он не появляется.
Второе — во всяком случае, так декларируется, и кое-что удалось реализовать, это сближение бухгалтерского и налогового учета. На сегодняшний день это два разных учета и много проблем с этим связано. Но это касается, конечно, не обычных людей, это касается  бизнеса.
Кроме того, в перспективе предполагается снижение ставок налогов. Хотя, в принципе, ставки в Украине по сравнению с Европой вообще не высокие. Проблема всегда была с базой налогообложения. Потому что и сейчас есть целый ряд статей затрат бизнеса, которые традиционно везде учитываются как затраты, а украинская налоговая не не позволяет учитывать их как затраты для целей налогообложения. Например, роялти. Новый Налоговый Кодекс гласит (ст. 140.1.2): "До складу витрат не включаються нарахування роялті на користь нерезидента (крім нарахувань на користь постійного представництва нерезидента, яке підлягає оподаткуванню згідно з пунктом 160.8)". Очень многие международные компании, которые зарегистрированы не в форме представительства должны платить роялти, потому что  существуют международные соглашения, и если они этого не будут делать, то им грозят финансовые санкции. Существуют достаточно много франчайзинговых компаний - они являются украинскими компаними - не представительствами, но платят роялти ввиду специфичности своего бизнеса.
— А другие трудности? Авторов Кодекса, например, часто обвиняют, что они стремятся чрезмерно регулировать бизнес. 

— Да, есть целый ряд других затрат бизнеса, с которыми могут возникнуть проблемы. Я понимаю логику налоговиков: они попытались бороться с дырами, куда уплывают деньги. Но это не метод. Это лечение головы путем ее отсечения. То есть, избежание налогообложения — это одна проблема, а учет и себестоимость — это абсолютно другая проблема, и тут, я думаю, может быть удастся бизнес-сообществу каким-то образом исправить ситуацию, до принятия Налогового Кодекса.   Затраты бизнеса создает сам бизнес, и это плохо, когда налоговая вмешивается и говорит: «Это правильно, это неправильно». Но, наверное, самые большие проблемы будут связаны (сейчас мы это видим по откликам) с неким желанием «перерегулировать» малый бизнес. Так в Налоговом Кодексе сказано (ст. 291.1): «1.1. Платниками податку з урахуванням пункту 291.2 цієї статті є фізичні особи – підприємці, які протягом календарного року, що передує періоду переходу на спрощену систему оподаткування, відповідають сукупності таких критеріїв (далі у цій главі – фізичні особи): кількість осіб, що перебувають з ними у трудових відносинах, одночасно не перевищує 2 особи (включаючи членів сімей таких фізичних осіб); обсяг доходу не перевищує 300 000 гривень».

Первое: существуют достаточно большие различия в том, как малый бизнес понимается за рубежом и у нас. То есть, если, допустим, у субъектов предпринимательской деятельности еще до кризиса максимальный объем доход мог быть до 1,5 млн гривен, - тогда доллар стоил 5 гривен, и это было 100 тысяч долларов, то сейчас предполагается 300 тысяч. Кроме того, существует длинный список того, чем не могут заниматься предприниматели на упрощенной системе налогообложения, и совсем короткий список, чем они могут заниматься. С учетом инфляции это почти в три раза меньше. Целый ряд субъектов предпринимательской деятельности не сможет уложиться в эту сумму и будет вынужден перейти в разряд «малых предприятий».
Предусмотрена еще одна норма для малого бизнеса, которую очень рекламируют и которая, в принципе, сама по себе неплоха: малые предприятия объемом до 3 млн гривен на 5 лет будут освобождаться от налога на прибыль. Но есть целый ряд ограничений в том, какие это должны быть предприятия. Но на самом деле и 3 миллиона —  это не малый бизнес, по международным нормам это какое-то микропредприятие. Все остальные предприятия должны будут работать на общих основаниях в системе налогообложения.
Я думаю, что вообще было бы целесообразно для малого бизнеса ввести Налоговый кодекс с 2012 г. года, какое-то время им дать на акклиматизацию, на то, чтобы перестроиться. Это право государства, право налоговой  — регулировать налоги так, как они считают необходимым. Я консультант, я не политик, и я ни в коей мере на это не могу повлиять. Безусловно, государство должно брать столько налогов, чтобы ему хватало платить пенсии, оплачивать социальные услуги. Но сейчас, даже если налоговый кодекс будет принят в конце октября или в начале ноября, остается совсем мало времени для того, чтобы изменить формат бизнеса, чтобы каким-то образом приспособиться. Достаточно много людей, выбрав форму субъектов предпринимательской деятельности с упрощенной системой налогообложения и учета, работали на ней достаточно времени, чтобы привыкнуть. Я не готова сказать количество, это, наверное, Госпредпринимательство владеет этой цифрой, но это были миллионы предпринимателей. И теперь им нужно перестроиться. Я думаю, что минимально полгода надо для того, чтобы можно было подготовиться.

— Если они будут к этому не готовы, к чему это может привести?
— Прежде всего к попыткам ухода от налогов, особенно в малом бизнесе. Малый предприниматель достаточно легко может избежать налогов, у них очень много платежей наличными, и невозможно ловить всех на рынках, по магазинам и так далее. Очень много малого бизнеса вылезло из подполья и начало, может быть, какие-то крохи, но платить. А сейчас они, как я понимаю, опять уползут, и это будет не на пользу ни бизнесу, ни государству. И, конечно, это проблема.
Малый бизнес у нас очень часто  — это практически "самозанятое" население, которое, если не будет иметь по каким-то причинам эту работу, пойдет на биржу. И тогда это будет проблема государства: что же делать с этими людьми. Не знаю, готово ли государство к этой проблеме? Опять же, это, наверное, проблема государства, но это сегодня то, что вызывает больше всего волнений.

Я на форумах и семинарах говорю, что даже если будет принят этот закон, то существует порядок введения закона. Часть закона, некоторые статьи могут вводиться с первого января, а часть, например, с 1 января следующего года. Хотя бы полгода дать — мне кажется, было бы гуманно и не вызывало бы такого социального протеста, тем более, я думаю, что сейчас никто не заинтересован в каких-то социальных волнениях, потому что идут выборы. И, по-моему, было бы таким соломоновым решением, чтобы налоговый кодекс был принят, правила установлены, но была отсрочка на введение закона. Это мое предложение.
И есть, кроме того, целый ряд технических недочетов. Я думаю, что они будут исправлены после первого чтения, никто не возражает, просто его принимали достаточно быстро и какие-то, наверное, есть нестыковки. Очень много людей подавало свои предложения, очень много людей участвовало, а когда такое большое количество людей участвует, то неизбежно одно предложение может противоречить другому. То есть это было такое всенародное обсуждение, и сам факт такого широкого обсуждения нужно, конечно, только поощрять. С другой стороны, должна быть  профессиональная группа, которая это все предложения может оперативно обрабатывать. Поэтому е технические огрехи, я думаю, они будут со временем исправлены.
— Какие положения кодекса, по-вашему, будут работать, а какие рискуют остаться только на бумаге?
— Существует старая пословица о том, что строгость  законов смягчается необязательностью их выполнения. У нас очень много законов, которые не работают вообще. Я думаю, что Налоговый кодекс — это своего рода налоговая конституция, и она работать целиком будет, потому что государство  не может это не контролировать. То есть, я думаю, что кодекс работать будет, вопрос только: как?
Что останется на бумаге… Я не знаю, может быть, какие-то декларативные вещи, определения… Хотелось бы, чтобы все работали честно, платили все налоги, но это, к сожалению, нельзя сделать за один день. Поэтому, как отреагирует бизнес, особенно малый бизнес, на Налоговый Кодекс — я не знаю. Я сама к малому бизнесу не отношусь, но судя по тому, что я слышу — плохо он отреагирует.

Крупный и средний бизнес — им деваться некуда, они конечно же будут кодекс пытаться соблюдать, поэтому они сейчас так и волнуются, и дают свои предложения, пытаются исправить что-то. Это надо поощрять, потому что проще всего сказать, что все плохо, все нехорошо, а работать-то надо! Надо платить людям зарплату, и так далее.
Бизнес, в принципе, не может быть в оппозиции к власти, он должен работать в этой стране, сейчас и сегодня. Это только политики могут позволить себе что-то соблюдать, а что-то не соблюдать… Ну, конечно же, бизнесмены будут соблюдать! Насколько это будет полезно стране и насколько будет возможно для бизнеса - покажет время. Безусловно, это будет непросто, потому что очень большой объем документа.
На одном из обсуждений, на котором я присутствовала, говорили, что по подсчетам только для прочтения кодекса нужно сорок часов рабочего времени. А человеку нужно спать, кушать, работать в конце-концов. В нормальном режиме ему понадобится недели две только на прочтение. А если речь идет об анализе — времени понадобится еще больше. То есть, я думаю, что большинство людей, которые кодекс сейчас обсуждают, его до конца не прочли. И произойдет это, дай Бог, к моменту его принятия. То есть, его читают в основном консультанты, те, которые участвуют в обсуждениях,  те, кто просто вовлечен в этот процесс. Очень часто люди читают только «свои» куски. Я сталкивалась на одном парламентском слушании по обсуждению налогового кодекса с такой ситуацией: рядом со мной сидели достаточно квалифицированные специалисты, которые говорили: «Нет, я весь не прочел. Я читаю свое  — свой кусок, а что там дальше, я, честно говоря, не успел еще узнать». Это тоже достаточно большая проблема. Потому что говорить о вкусе того, чего ты не дочитал (не попробовал) достаточно сложно. И произойдет так, что пока кодекс дочитают, а его уже приняли.

Да, конечно, с первого чтения на второе какие-то изменения можно внести, но не так много. А после второго чтения, на самом деле, внести практически  уже ничего нельзя. Поэтому хотелось бы больше времени. Это зависит еще и от желания людей - если они хотят, то они читают, а если не хотят, они его не прочитают никогда. А это работа, это же не детектив читать в 503 страницы, это тяжело, достаточно сложный текст, длинные предложения. В общем, пожелаем нам всем приятного чтения. Давайте, ребята, прежде чем ругать или хвалить, давайте его прочитаем.
— Но это что касается бизнеса. А простому человеку Налоговый кодекс чем грозит?
— Для простого гражданина — это надо смотреть раздел Налогового Кодекса по налогообложению физических лиц (раздел IV). Подоходный налог останется таким же, 15%, а если зарплата «перевищує десятикратний розмір мінімальної заробітної плати, встановленої законом на 1 січня звітного податкового року, ставка податку становить 17 відсотків суми перевищення». Кроме того, "ставка податку становить 5 відсотків бази оподаткування щодо доходу, нарахованого як: процент на поточний або депозитний (вкладний) банківський рахунок (у тому числі картковий)"

Это самые основные моменты, но я бы советовала каждому гражданину внимательно прочесть раздел IV Налогового Кодекса и найти там все, что его лично может касаться. Но и просто человек - он ведь ходит на работу, работает на средних и крупных предприятиях. Поэтому, если будут какие-то проблемы у этих предприятий, то это все равно скажется на нем. Тем более сейчас, когда бизнес в Украине, по сути, еще не вышел из кризиса, кризис не закончился. Безработица достаточно высока, особенно скрытая безработица. И если налоговый кодекс каким-то образом будет полезен для бизнеса и не создаст ему много дополнительных проблем, то это будет на пользу экономике и, значит, на пользу людям, которые работают на этих предприятиях. Если будет наоборот — значит, будет меньше рабочих мест. Это обычная зависимость. Я не увидела чего-то там такого страшного, что может ударить по простому человеку (за исключением, если этот человек работал как субъект предпринимательской деятельности). Тогда там большие изменения и надо очень внимательно читать, чтобы к ним подготовиться.

— То есть, выходит, нельзя назвать какие-то определенные группы граждан, на которых кодекс повлияет больше, нежели на остальные? Или можно?
— Налоговый кодекс повлияет на всех. Не надо обманываться, что кого-то это может обойти. Просто большой бизнес — это большие проблемы, многое нужно переделывать. Даже если мы представим, что это кодекс идеальный — он просто другой. Надо перестраивать свою деятельность. А объем изменений очень большой, это главная проблема, которая встанет перед каждым. Нужно менять многое в бухучете, менять программы, менять устоявшиеся привычки и методы работы бухгалтеров, что само по себе непросто.

Опять же, возвращаясь к предыдущему вопросу: если человек просто получал заработную плату, вряд ли что-то для него изменится.  А если он работал как СПД — конечно, нужно читать, внимательно, чтобы подготовиться к изменениям.
— Но подводные камни наверняка остаются?
— Трудно сказать, как-то на такой предмет мы не анализировали. Наверное, подводными камнями могут быть просто какие-то ошибки, неточности, но я думаю, что они будут исправлены. Скрытых моментов каких-то нам не удалось найти, скорее это вещи, которые хочется исправить, но их не назовешь скрытыми. Может быть те, кто писали, там что-то заложили, но пока мы до серьезных скрытых проблем не дошли. То, что есть, оно есть.
Но практика применения закона — это совсем другая вещь. Когда мы начнем по нему работать, когда бухгалтеры начнут сталкиваться с какими-то проблемами, безусловно, это начнет вылезать. Поэтому хотелось бы, чтобы это все было исправлено достаточно оперативно, ведь до нового года совсем мало времени, для того, чтобы это все сделать.
— А разве может быть идеальный Налоговый кодекс? Какой?

— По моему мнению, нужно как можно больше использовать лучшую практику и лучший опыт, если он где-то существует. Например, существуют директивы ЕС, принятые в Евросоюзе, которые регламентируют различные нормы и потом ложатся в основу законодательства. В том числе, и по налогообложению. Например, есть нормативы, которые говорят о том, каким должен быть НДС, какими должны быть налоги.

Мне бы хотелось, чтобы и Украина  гармонизировала свое законодательство в сторону ЕС. Чтобы опыт европейских стран использовался более широко в самом начале, чтобы он ложился в основу серьезных документов, тогда было бы меньше ошибок.  Мне возразят, что в Европе платят большие налоги, но это другой вопрос. Первый — хорошие документы, второй — уровень ставок.  Ставки у нас, конечно, лучше, чем в Европе. Поэтому хотелось бы, чтобы в основу ложились правильные документы, чтобы учитывался положительный опыт. Сейчас все ссылаются, например, на опыт Грузии в борьбе с коррупцией и в регулировании малого бизнеса. Насколько я знаю, этого не успели учесть. Хотелось бы, чтобы эти документы прорабатывались не в таком срочном порядке, потому что страна пыталась лет десять его принять, и теперь вот, в последний момент все срочно меняем. Должен быть понятный план того, как кодекс будет приниматься, какие-то сроки реальные, чтобы люди летом не читали налоговый кодекс, а читали развлекательные журналы. Потому что это тяжело всем.
Идеального кодекса, наверное, никогда не будет. Всегда он будет кого-то больше устраивать, кого-то меньше. Но вот сейчас самая большая, на мой взгляд, проблема — это короткие сроки принятия и подготовки. Потому что к таким серьезным документам надо и подходить соответственно, более комплексно.
— Вы говорили, что тоже участвовали в обсуждении кодекса. Какими были ваши предложения?

— Было предложение, которое я уже несколько раз высказывала, о том, что для того, чтобы снять негатив по введению налогового кодекса для малого бизнеса, стоит отсрочить сроки введения — не 1 января, а примерно через полгода или через год. И тогда бы бизнесы могли подготовиться. Для малого бизнеса правила игры принципиально меняется. На самом деле, я не уверена, что это будет принято. Скорее всего, кодекс будет принят одномоментно и все будет введено с 1 января.
Были по роялти. И по целому ряду вещей, которые не относятся на затраты в бизнесе, потому что иначе будут возникать налоговые разницы. То есть мы, на самом деле, считаем затратами это, а по новому кодексу это не затраты — это нехорошо. Эти предложения скорее технические, но если их не учесть, это будет мешать в работе.

— После принятия Налогового кодекса наверняка корректировки законодательсва будут продолжены? В какую сторону пойдет эта работа?
— Нужно будет проанализировать практически все налоговое и смежное законодательство и провести изменения - это очень большая работа. И, честно говоря, непонятно, как она будет сделана в такие короткие сроки. Практически все законы, где каким-то образом упоминаются льготы, например: отсылочные нормы, регламентация налоговой деятельности и так далее. Я сейчас не готова сказать, я не законодатель и не парламентарий, я анализирую то, что они сделали. На мой взгляд, это очень большая работа, и от ее эффективности будет зависеть то, как мягко налоговый кодекс будет применяться. Потому что если они, допустим, не успеют что-то сделать, то потом постоянно будут какие-то разночтения.
Вектор понятен - надо брать и править фактически всю законодательную базу, которая касается налогов, бухгалтерского учета и частично бюджетной сферы.

— И последний вопрос. Кодекса принят в целом, но предстоит еще второе чтение. Стоит ли ждать трудностей при рассмотрении в Раде?
— Это вопрос все таки, наверное, к парламентариям. Они иногда создают сложности на пустом месте и наоборот, голосуют как один за сложные законы. Но я не политический аналитик и никогда не интересовалась этой сферой.
Хотелось бы, чтобы в оставшееся время хотя бы технические моменты были как можно больше учтены. Чтобы с принятием Налогового кодекса люди, которые им занимались, не перестали им заниматься, потому что неизбежно полезут какие-то неточности, нужны будут корректировки. Нужно, чтобы эта работа продолжалась и хотя бы в следующем году или через какое-то время мы получили более актуальные документы, учли те пожелания, которых сейчас очень много.  Хотя бы со временем.
Практика покажет, конечно, как он будет внедряться. Я не отношу себя к людям, которые говорят, что его надо остановить — это невозможно, это нереально.  Я пытаюсь давать предложения, чтобы каким-то образом его улучшить. Не знаю, насколько это будет учтено. Хотелось бы.

Но надо отдать должное, что сейчас стали больше прислушиваться к экспертам, постоянно работают рабочие группы, бизнес-ассоциации очень активно участвуют (Европейская бизнес-ассоциация, Американская торгово-промышленная палата, ряд отраслевых). Работают три постоянно действующих рабочих группы при вице-премьере Сергее Тигипко, при Кабинете министров — целый ряд рабочих групп, и это огромная работа. Нужно, в первую очередь, поблагодарить тех людей, которые бесплатно читают  иправят документы— это колоссальная работа. Если эти пожелания не будут учтены, мне кажется, это будет очень большим разочарованием.
Хотя, я думаю, большая их часть будет учтена и документ будет совершенно логичным.

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)