Телефоны для связи:
(044) 256-56-56
(068) 356-56-56
» » Марина Ткаченко: Молодежь не ограничивает свои планы только Украиной

Марина Ткаченко: Молодежь не ограничивает свои планы только Украиной

24 декабрь 2018, Понедельник
512
0
Марина Ткаченко: Молодежь не ограничивает свои планы только УкраинойГостем программы "Без кордонів", совместном проекте радио Эра FM и радиокомпании "Голос России", была  директор по программе развития человеческого потенциала Института Горшенина Марина Ткаченко.
Мы публикуем краткое содержание передачи. Беседовал Мыкола Вересень.

Часто слышу про институт Горшенина, однако не знаю, кто же это – Горшенин и почему его именем назван институт.

Это советский ученый Георгий Горшенин, который работал в области общественных наук в середине XX века, точнее на стыке методологии управления и прикладной психологии. Он создатель креативного прикладного курса, который называется "типология личности", используемый управленцами, психологами, педагогами. 
Расскажите об исследовании "Студенты – образ будущего" в общих чертах.

Это уже четвертая исследовательская программа, но три предыдущие мы проводили в рамках всей Украины. Нас интересовала ментальность украинцев, основания выбора, а в данном случае мы впервые проводили кросскультурное исследование, рассчитанное на опрос молодежи в четырех странах: Украине, Польше, России и Казахстане. Россию выбрали по соображениям "близкородственным", нам хотелось понять, поскольку была общая история, есть ли существенные различия. Исследование показало, что такие различия есть и очень существенные. Польша - близкая нам страна, но уже член Евросоюза, и этот контекст нам был очень важен. Казахстан нас интересовал как азиатская страна, но быстроразвивающаяся, там есть интересные тенденции, которые мы хотели отследить. 

К чему ближе украинская молодежь – к Польше, России, Казахстану? Или оказалось, что это совершенно разные страны?
В результатах исследования есть зоны наложения, но есть и расхождения и украинцы в этом смысле находятся ровно посередине между Россией и Польшей. Но дрейф от России в сторону Польши идет, украинская молодежь не ограничивает свои планы локацией страны. 

Если говорить о выборе университета, это Московский или Краковский?
Здесь есть общее у украинцев и поляков – они хотят жить в своей стране, а учиться в Великобритании (она на первом месте), так же во Франции и Германии. Молодежь очень интегрирована, трудно говорить о чем-то, содержащем национальную идею. Благодаря интернетизации мира наблюдается полный слом границ.
Исходя из того, что я читаю, в России сильна национальная идея,  много критики в адрес Европы, Соединенных штатов, когда вы проводили исследование – наблюдали ценность национального?

У нас есть два вопроса, ответы на которые будут ответом и для вас. Первый: гордитесь ли вы тем, что являетесь гражданином своей страны. Самыми большими патриотами оказались казахи, они гордятся больше всех, почти 70%. На втором месте поляки, потом россияне и украинцы горды меньше всего – 55%. Но россияне в тройку патриотов вошли. Второй вопрос: какие проблемы страны и государства кажутся наиболее важными. Нам было интересно, видят ли они вообще этот план или нет. На первом месте все указывают коррупцию, как проблему их страны. А дальше начинаются расхождения. Политическая нестабильность волнует 51% украинских и всего 14% российских студентов. Судя по ничтожности процента, они ее не видят и не ощущают. Зато россиян очень волнует алкоголизм и наркомания – 43% и только 23% украинца волнуются по этому поводу, но украинцев больше волнует проблема СПИДа. Следствие ли это насыщенности этой проблематики в медиа или чего-то другого – сказать трудно. 

А казахская молодежь к кому ближе?
Их можно выделить в отдельную категорию, хотя пересечения, конечно, есть – все знают два языка (второй английский), а мировоззрение существенно отличается. Например, социальные табу и ксенофобские вещи, предметы осуждения. У казахов, в отличие от всех серьезно осуждаются добрачные половые связи. А насилие в семье дает в казахов меньший процент и категорически осуждается поляками. Они осуждают эвтаназию, аборты, но совершено толерантно относятся к однополым бракам.

Поляки политизированы?
В рамках этого вопроса их больше всего волнует слабость молодежной политики. Государство, с точки зрения молодых поляков не очень обращает внимание на молодежную доктрину, молодежную политику, мало занимается молодежью. Украинцы на это не обращают никакого внимания, поскольку, наверное, они, вообще не знают, что такое молодежная политика. 
Я никогда не мог ответить себе на вопрос, в чем заключается молодежная политика. Разве молодому человеку не нужно работать, отдыхать иметь жилье?
Когда пытаешься ответить на этот вопрос, всегда возникает масса аспектов, которые вы озвучили, но речь идет о создании культурных, коммуникативных  ниш с учетом изменившегося мира. Политику сейчас осуществляют люди старшего поколения, у них для многих вещей, которые существуют в мире, просто нет сознания. Рынок труда, динамика смены видов деятельности. У нас каждый вопрос комментировал кто-то из Европарламента или лидеров мнения, ученых и Ежи Бузек, президент Европейского парламента сказал, на первый взгляд, простую вещь: "Государственная политика должна формироваться с учетом потребностей молодых поколений". На самом деле – вещь нетривиальная. Потому что, если посмотреть, как формируется наша государственная политика, если ли учитывает ли она эти интересы и в чем это выражается – это тест своего рода. 
Мне кажется, что все больше увеличивается разрыв между поколениями. Я не понимаю, как можно управлять страной, не понимая, какими интересами живет огромная часть этой страны.  

Ответа на этот вопрос у нас с вами нет. Когда поляки отвечают на вопрос: "С какой целью вы пользуетесь интернетом?", большой процент ответов – с целью общения с родственниками и родителями, а украинцы – для общения с друзьями, поскольку родители не пользуются этими девайсами. Вообще, одной из целей исследования было проверить, насколько велик отрыв между поколениями, и что стабильно передается в процессе воспитания. Вопрос отрыва на уровне суждения, его невозможно в цифрах продемонстрировать, но по нашим ощущениям осталось около 40%, что называется от "старого мира". Это какие-то социальные мифы, предрассудки, постсоветские укорененные якоря, например, ответы на вопросы: "Зачем вам образование?", "Зачем вам работа?" носят прагматичный, но какой-то советский характер, понятно, что на первом месте стоит материальное благополучие, но вещи, связанные с интеллектуальным ростом, самореализацией – пока не оцениваются. А 60% - постиндустриального, информационного общества. 
А как себя видят в будущем казахи?

У нас возникло ощущение, что казахские студенты, не будем говорить обо всей молодежи, являются ресурсом для развития Казахстана. У них высокий уровень патриотизма корреспондируется с вопросом о том, где бы вы хотели жить – все хотят куда-то ехать, и только казахи, почти 50%, хотят жить в своей стране. 
А может они не видели ничего другого?

Самые путешествующие студенты – это поляки. Их ответы о стане проживания сопоставимы с ответами о тех странах, где они побывали. Украинцы путешествуют меньше, еще меньше россияне и совсем мало казахи, даже в силу расстояний, поэтому они выбирают страны, пользуясь культурными впечатлениями, почерпнутыми не в поездках. Зато у казахов присутствует азиатский вектор, в Китае они бывают, говорят о нем со знанием дела и китайский язык они хотят учить. Они улавливают будущую конъюнктуру.
Является ли демократия ценностью для молодежи?

Польские студенты полагают, что прийти и отдать свой голос на выборах – главная задача и политики услышат твой голос. Для всех остальных публичные способы давления на власть более популярны. Митинги, петиции, прочее, связанное, скорее, с протестными настроениями, всего около 25% считают голосование на выборах достаточным средством коммуникации с властью. Это украинцы о россияне, а у казахов 41%.
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)