Искусство не требует пояснений
В текущем театральном сезоне есть интересный проект, реализованный на подмостках Театра русской драмы им. Леси Украинки при содействии министерства культуры Украины и Немецкого культурного центра им. Гёте в Украине. Называется он "Чужой среди чужих (Эмиграция и экстремизм в современном мире)". Довелось побывать на одном из вечеров проекта, а именно на том, где дают два часовых спектакля: "Нород-Ост" и "Будущее покажет".
Но этот текст – не театральная рецензия. Потому говорить будем не в формате "режиссерские идеи" и "сценические решения". У нас тут – "вести с полей", в данном случае, если задуматься о представленных пьесах – "вести с военных полей". Получилось так, что и в "Норд-Осте" немца Торстена Бухштайнера, и в "Будущее покажет" россиянки Виктории Никифоровой, речь идет так или иначе о войнах. И о мусульманах. В качестве программки к спектаклю, что и является темой "вестей с полей", выпущена брошюра, в который, помимо стандартных представлений спектаклей проекта, даются следующие "энциклопедические" статьи: "миграция населения", "эмиграция", "иммиграция", "экстимизм", "терроризм". Вчитаемся.
Как сообщается в выходных данных, "в буклете использованы текстовые материалы Интернет-сайта ru.wikipedia.org". Здесь я очень сильно удивился еще перед спектаклем, ну а уж когда пришел домой и забрался в эту самую Википедию, конкретно, в статью "терроризм", то тут и обнаружилось… В статье "терроризм" в брошюре, изданной к проекту, поддерживаемом ладно министерством культуры (тут мы понимаем, допустим), но и Немецким культурным центром им. Гете, используется абзац, без ссылки на авторство, естественно, товарища Александра Александровича Зиновьева, автора "Зияющих высот", советского диссидента, критика глобального капитализма (как нам сообщает все та же Википедия, - будем находиться в этом поле, раз уж так случилось). Из статьи о тов. Зиновьеве (господи, помилуй, аж вздрогнул) становится ясно, что он "высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года. В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия»". Конечно, такой выдающийся интеллектуал не мог не удостоиться от составителей и редакторов буклета Бориса Курицына, Аллы Рыбиковой и Сергея Шевчишина следующего шикарного цитирования: "Сейчас же говорят о терроризме вообще, полностью игнорируя социальную сущность тех или иных террористических актов. Тем самым стремятся скрыть социальную природу происходящей мировой войны, изобразить её так, будто с одной стороны стоят благородные борцы за благо всего человечества (США и их союзники), а с другой — недочеловеки-террористы, И чтобы хоть как-то сгладить чудовищное неравенство сил, изобретается некая мощная мировая террористическая сеть, якобы угрожающая самому существованию человечества". Добавим, что цитируется по А. А. Зиновьев, «Как иголкой убить слона», 2005 г. Запятая перед прописной "И" - так в брошюре, и так в Википедии, просто "copy-paste".
Этот абзац, кстати, завершает брошюру. Получается, что создатели таким образом подводят итог тому, что хотели сказать своим проектом. Приехали, господа.
А вы действительно именно это хотели сказать? Вы действительно хотите доказать, что нет никакой разницы между свободным развитием человеческого общества и воинствующим фундаментализмом? Вы пытаетесь доказать равенство этих моделей? Тогда у вас есть проблема: спектакли – не об этом. "Норд-Ост" – драма. Драма женщин, потерявших своих мужей в войне, развязанной государством внутри себя. То, что в "Норд-Осте" речь идет о чеченцах и русских – просто случайность, такую же драму можно было бы написать и о, например, израильско-палестинском конфликте, или о хуту и тутси в Руанде. "Война – это плохо" – вот тема спектакля. Да, честно говоря, по сути "Норд-Ост" и спектаклем-то назвать трудно (впрочем, стоп, мы ведь договорились, что у нас – не театральная рецензия). То, что в "Будущее покажет" речь идет сначала о мировом торжестве ислама, а затем – о мировом торжестве "цивилизации политкорректности" (с равными результатами; впрочем, "Будущее покажет" – забавная комедия с двумя трагическими окончаниями), не означает, что нельзя было использовать для спектакля "победу коммунизма" и "торжество конфуцианства". Пьеса от этого бы не изменилась – вполне красивая антиутопия.
Потому, уважаемые потенциальные зрители. Не бойтесь идей, которые авторы проекта не смогли донести через спектакли и выпустили книжечкой. Можно просто идти и смотреть отличные постановки театра Леси Украинки. И не читайте каку, особенно если она копипастчена из непроверенной статьи Википедии.
Но этот текст – не театральная рецензия. Потому говорить будем не в формате "режиссерские идеи" и "сценические решения". У нас тут – "вести с полей", в данном случае, если задуматься о представленных пьесах – "вести с военных полей". Получилось так, что и в "Норд-Осте" немца Торстена Бухштайнера, и в "Будущее покажет" россиянки Виктории Никифоровой, речь идет так или иначе о войнах. И о мусульманах. В качестве программки к спектаклю, что и является темой "вестей с полей", выпущена брошюра, в который, помимо стандартных представлений спектаклей проекта, даются следующие "энциклопедические" статьи: "миграция населения", "эмиграция", "иммиграция", "экстимизм", "терроризм". Вчитаемся.
Как сообщается в выходных данных, "в буклете использованы текстовые материалы Интернет-сайта ru.wikipedia.org". Здесь я очень сильно удивился еще перед спектаклем, ну а уж когда пришел домой и забрался в эту самую Википедию, конкретно, в статью "терроризм", то тут и обнаружилось… В статье "терроризм" в брошюре, изданной к проекту, поддерживаемом ладно министерством культуры (тут мы понимаем, допустим), но и Немецким культурным центром им. Гете, используется абзац, без ссылки на авторство, естественно, товарища Александра Александровича Зиновьева, автора "Зияющих высот", советского диссидента, критика глобального капитализма (как нам сообщает все та же Википедия, - будем находиться в этом поле, раз уж так случилось). Из статьи о тов. Зиновьеве (господи, помилуй, аж вздрогнул) становится ясно, что он "высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года. В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия»". Конечно, такой выдающийся интеллектуал не мог не удостоиться от составителей и редакторов буклета Бориса Курицына, Аллы Рыбиковой и Сергея Шевчишина следующего шикарного цитирования: "Сейчас же говорят о терроризме вообще, полностью игнорируя социальную сущность тех или иных террористических актов. Тем самым стремятся скрыть социальную природу происходящей мировой войны, изобразить её так, будто с одной стороны стоят благородные борцы за благо всего человечества (США и их союзники), а с другой — недочеловеки-террористы, И чтобы хоть как-то сгладить чудовищное неравенство сил, изобретается некая мощная мировая террористическая сеть, якобы угрожающая самому существованию человечества". Добавим, что цитируется по А. А. Зиновьев, «Как иголкой убить слона», 2005 г. Запятая перед прописной "И" - так в брошюре, и так в Википедии, просто "copy-paste".
Этот абзац, кстати, завершает брошюру. Получается, что создатели таким образом подводят итог тому, что хотели сказать своим проектом. Приехали, господа.
А вы действительно именно это хотели сказать? Вы действительно хотите доказать, что нет никакой разницы между свободным развитием человеческого общества и воинствующим фундаментализмом? Вы пытаетесь доказать равенство этих моделей? Тогда у вас есть проблема: спектакли – не об этом. "Норд-Ост" – драма. Драма женщин, потерявших своих мужей в войне, развязанной государством внутри себя. То, что в "Норд-Осте" речь идет о чеченцах и русских – просто случайность, такую же драму можно было бы написать и о, например, израильско-палестинском конфликте, или о хуту и тутси в Руанде. "Война – это плохо" – вот тема спектакля. Да, честно говоря, по сути "Норд-Ост" и спектаклем-то назвать трудно (впрочем, стоп, мы ведь договорились, что у нас – не театральная рецензия). То, что в "Будущее покажет" речь идет сначала о мировом торжестве ислама, а затем – о мировом торжестве "цивилизации политкорректности" (с равными результатами; впрочем, "Будущее покажет" – забавная комедия с двумя трагическими окончаниями), не означает, что нельзя было использовать для спектакля "победу коммунизма" и "торжество конфуцианства". Пьеса от этого бы не изменилась – вполне красивая антиутопия.
Потому, уважаемые потенциальные зрители. Не бойтесь идей, которые авторы проекта не смогли донести через спектакли и выпустили книжечкой. Можно просто идти и смотреть отличные постановки театра Леси Украинки. И не читайте каку, особенно если она копипастчена из непроверенной статьи Википедии.
Обсудить
Комментарии (0)