Культурный код, попса и отщепенцы
В программе «Без кордонів» принял участие основатель Института книги (Москва), литературный критик Александр Гаврилов. Беседа состоялась во время Форума издателей во Львове.
Беседовал Мыкола Вересень. Мы публикуем краткое содержание передачи.
Услышать программу «Без кордонів» можно каждый день в 17.35 на волне радио «Эра.Fm».
Как это происходит? Основатель Института книги не просто сидел дома, наверное, и вот придумал и получилось. Он же не миллиардер, как правило. Как возникают такие проекты?
Вы знаете, на само деле, "сидел дома и получилось" - очень похоже на то, что мы делаем. Потому что я 10 лет подряд был главным редактором журнала «Книжное обозрение», и в процессе этого мы придумывали какие-то книжные мероприятия, поглядывали на чужие, смотрели на Эдинбургский книжный фестиваль и страшно завидовали. Я сидел, думал и страшно завидовал! И думал, что мы можем в Москве сделать книжный фестиваль. И, слава Богу, в Москве уже восьмой раз прошел Московский книжный фестиваль в Центральном доме художника.
Где-то между этими сидениями дома и появлением чего-то материального должно появится какое-то количество денег. То есть вы потом просто подымаетесь и идете к каким-то дядям?
Мы бы, наверное, не сделали большую часть того, что мы делали, если бы не инициатива Фонда "Династия" Дмитрия Зимина. Зимин – это такой замечательный человек, который построил «Билайн», потом вышел полностью из управления и начал заниматься только благотворительными проектами. И он сейчас поддерживает всех сколько-нибудь шевелящихся ученых в России, он поддерживает научные лаборатории, научные школы для студентов и старших школьников. В частности, он поддерживает премию «Просветитель», которую мы делаем с ним и Александром Архангельским.
Вы часто бываете в Украине?
Стараюсь раз в год бывать во Львове…
Я вот думаю, почему у нас таких олигархов нет?
Зимин просто получил свое состояние в зрелом возрасте, когда футбол и телочки уж не так привлекают. Футбол и телочки – это же то, на что в основном тратят состояние восточно-европейские олигархи!
У нас есть пара олигархов, но вот чтобы таких, чтоб книжечку почитать, я не встречал еще!
Надо сказать, что некоторые деятели российского бизнеса запойные книгочеи. Например, про библиотеку Михаила Маратовича Фридмана ходят легенды!
Обычно журналисты задают вопросы, на которые знают ответы. На это вопрос я ответа не знаю. Почему так? Потому что у России больше нефти и газа и она богаче, чем Украина? Но мы видим, что в России есть поддержка книжных проектов от государства, а в Украине этого нет. То ли из-за бедности, то ли из-за жлобства. Это хорошо или плохо? Наверное, государство дает деньги таким самостоятельным, как вы, или нет?
Дает. Я стараюсь брать поменьше...
Они дают, и это удобно, но обязательно что-то потребуют назад, это же не Зимин, который дает и не просит назначить его начальником...
Мне кажется, что сейчас в области культуры, к счастью или сожалению, не существует государственной политики. Существуют люди, которые хотят что-то сделать. Вот, например, в области книгоиздания существует такой человек – Владимир Григорьев, который пришел из журналистики, создал в 90-х годах очень влиятельное издательство «Вагриус», потом перешел в государственное управление, и он знает, что книжки необходимы! И вот, если сегодня мы выдернем этот отдельный винтик, завтра поддержки книгоиздания не будет.
Я родился в 70-х годах в Советском союзе и считаю, что социализм - чудовищный эксперимент. Но из этого не следует, что народ и или даже несколько народов, попавших под этот каток истории, можно просто вынуть из-под катка и сказать: "А че вы лежали под катком? Теперь идите своими ногами!" " Да у нас перелом!" " Так с переломом идите!"
То, что сейчас происходит и в России и в Украине с левыми социальными обязательствами, как это ни обидно осознавать, я воспринимаю как необходимые временные меры. Это такой реабилитационный период. То, что он должен закончиться, довольно очевидно, мы видим, как сейчас природные ресурсы прожигаются на пенсионную реформу, я думаю, в Украине такая же ситуация, и это напоминает нам, жителям страны, что нужно жить своим умом.
У меня был такое странное, жестокое впечатление однажды. Я поехал по приглашению Британского совета в Северную Англию, а потом по приглашению Библиотечного совета в Кузбасс. В Северной Англии нам показывали школы и детские сады, для того, чтобы показать, как детей приучают к чтению. И мы приезжаем в детский сад. Он прекрасный, чистенький. Тема семестра – США, и у входа лежит коврик с символикой, все британские детишечки вытирают об него ноги. Кто наряжен в ковбоев, кто в индейцев. И я говорю, а где вы все это берете? Они говорят - да делаем, после работы садимся и делаем. А я говорю, а что, вам все это не присылают никакие методические центры? Они говорят, нет, ну что вы! Мы вообще стараемся, чтобы у нас обязательно были в саду какие то неожиданные игрушки: цветная бумага, ножницы, фломастеры, потому что ни у кого почти из наших детишек этого нет.
И потом я приезжаю в Кузбасс, в котором вижу, как школы жалуются на недофинансирование и так далее. А я у них спрашиваю: - Слушайте вот у ваших детей есть дома фломастеры и цветная бумага?
- Ну конечно есть! Что ж мы, варвары какие!..
Вот это для меня ужасная история. Потому что я увидел, что люди, которые сначала наедются на себя, а уж потом на внешнюю поддержку, могут творить чудеса.
Слушайте, но я вот думаю, что если бы один раз показать вашу премию «Просветитель» по телевизору – это бы очень помогло, очень. Но «поющие трусы» для наших каналов лучше!
Да, они попроще будут. Понимаете, что это же тоже наследство левого проекта. Потому что, если тебе нужно связать культурным кодом все население большой страны, ты, хочешь не хочешь, опускаешься на общий уровень. И, независимо от того, опускаешься ли ты до уровня песни «Валенки» или до сегодняшних поющих трусов – это так или иначе все равно канон попсы. Да, в Советском Союзе этот канон был пошире, он включал в себя и "Валенки", и Огинского, и песню «Ландыши». Сегодня этот канон поуже. Мне бы, конечно, хотелось бы, чтобы мы потихоньку их этого начали выползать и перестали бы относиться к высокой культуре как к досугу отщепенцев.
Беседовал Мыкола Вересень. Мы публикуем краткое содержание передачи.
Услышать программу «Без кордонів» можно каждый день в 17.35 на волне радио «Эра.Fm».
Как это происходит? Основатель Института книги не просто сидел дома, наверное, и вот придумал и получилось. Он же не миллиардер, как правило. Как возникают такие проекты?
Вы знаете, на само деле, "сидел дома и получилось" - очень похоже на то, что мы делаем. Потому что я 10 лет подряд был главным редактором журнала «Книжное обозрение», и в процессе этого мы придумывали какие-то книжные мероприятия, поглядывали на чужие, смотрели на Эдинбургский книжный фестиваль и страшно завидовали. Я сидел, думал и страшно завидовал! И думал, что мы можем в Москве сделать книжный фестиваль. И, слава Богу, в Москве уже восьмой раз прошел Московский книжный фестиваль в Центральном доме художника.
Где-то между этими сидениями дома и появлением чего-то материального должно появится какое-то количество денег. То есть вы потом просто подымаетесь и идете к каким-то дядям?
Мы бы, наверное, не сделали большую часть того, что мы делали, если бы не инициатива Фонда "Династия" Дмитрия Зимина. Зимин – это такой замечательный человек, который построил «Билайн», потом вышел полностью из управления и начал заниматься только благотворительными проектами. И он сейчас поддерживает всех сколько-нибудь шевелящихся ученых в России, он поддерживает научные лаборатории, научные школы для студентов и старших школьников. В частности, он поддерживает премию «Просветитель», которую мы делаем с ним и Александром Архангельским.
Вы часто бываете в Украине?
Стараюсь раз в год бывать во Львове…
Я вот думаю, почему у нас таких олигархов нет?
Зимин просто получил свое состояние в зрелом возрасте, когда футбол и телочки уж не так привлекают. Футбол и телочки – это же то, на что в основном тратят состояние восточно-европейские олигархи!
У нас есть пара олигархов, но вот чтобы таких, чтоб книжечку почитать, я не встречал еще!
Надо сказать, что некоторые деятели российского бизнеса запойные книгочеи. Например, про библиотеку Михаила Маратовича Фридмана ходят легенды!
Обычно журналисты задают вопросы, на которые знают ответы. На это вопрос я ответа не знаю. Почему так? Потому что у России больше нефти и газа и она богаче, чем Украина? Но мы видим, что в России есть поддержка книжных проектов от государства, а в Украине этого нет. То ли из-за бедности, то ли из-за жлобства. Это хорошо или плохо? Наверное, государство дает деньги таким самостоятельным, как вы, или нет?
Дает. Я стараюсь брать поменьше...
Они дают, и это удобно, но обязательно что-то потребуют назад, это же не Зимин, который дает и не просит назначить его начальником...
Мне кажется, что сейчас в области культуры, к счастью или сожалению, не существует государственной политики. Существуют люди, которые хотят что-то сделать. Вот, например, в области книгоиздания существует такой человек – Владимир Григорьев, который пришел из журналистики, создал в 90-х годах очень влиятельное издательство «Вагриус», потом перешел в государственное управление, и он знает, что книжки необходимы! И вот, если сегодня мы выдернем этот отдельный винтик, завтра поддержки книгоиздания не будет.
Я родился в 70-х годах в Советском союзе и считаю, что социализм - чудовищный эксперимент. Но из этого не следует, что народ и или даже несколько народов, попавших под этот каток истории, можно просто вынуть из-под катка и сказать: "А че вы лежали под катком? Теперь идите своими ногами!" " Да у нас перелом!" " Так с переломом идите!"
То, что сейчас происходит и в России и в Украине с левыми социальными обязательствами, как это ни обидно осознавать, я воспринимаю как необходимые временные меры. Это такой реабилитационный период. То, что он должен закончиться, довольно очевидно, мы видим, как сейчас природные ресурсы прожигаются на пенсионную реформу, я думаю, в Украине такая же ситуация, и это напоминает нам, жителям страны, что нужно жить своим умом.
У меня был такое странное, жестокое впечатление однажды. Я поехал по приглашению Британского совета в Северную Англию, а потом по приглашению Библиотечного совета в Кузбасс. В Северной Англии нам показывали школы и детские сады, для того, чтобы показать, как детей приучают к чтению. И мы приезжаем в детский сад. Он прекрасный, чистенький. Тема семестра – США, и у входа лежит коврик с символикой, все британские детишечки вытирают об него ноги. Кто наряжен в ковбоев, кто в индейцев. И я говорю, а где вы все это берете? Они говорят - да делаем, после работы садимся и делаем. А я говорю, а что, вам все это не присылают никакие методические центры? Они говорят, нет, ну что вы! Мы вообще стараемся, чтобы у нас обязательно были в саду какие то неожиданные игрушки: цветная бумага, ножницы, фломастеры, потому что ни у кого почти из наших детишек этого нет.
И потом я приезжаю в Кузбасс, в котором вижу, как школы жалуются на недофинансирование и так далее. А я у них спрашиваю: - Слушайте вот у ваших детей есть дома фломастеры и цветная бумага?
- Ну конечно есть! Что ж мы, варвары какие!..
Вот это для меня ужасная история. Потому что я увидел, что люди, которые сначала наедются на себя, а уж потом на внешнюю поддержку, могут творить чудеса.
Слушайте, но я вот думаю, что если бы один раз показать вашу премию «Просветитель» по телевизору – это бы очень помогло, очень. Но «поющие трусы» для наших каналов лучше!
Да, они попроще будут. Понимаете, что это же тоже наследство левого проекта. Потому что, если тебе нужно связать культурным кодом все население большой страны, ты, хочешь не хочешь, опускаешься на общий уровень. И, независимо от того, опускаешься ли ты до уровня песни «Валенки» или до сегодняшних поющих трусов – это так или иначе все равно канон попсы. Да, в Советском Союзе этот канон был пошире, он включал в себя и "Валенки", и Огинского, и песню «Ландыши». Сегодня этот канон поуже. Мне бы, конечно, хотелось бы, чтобы мы потихоньку их этого начали выползать и перестали бы относиться к высокой культуре как к досугу отщепенцев.
Обсудить
Комментарии (0)