Под предлогом пандемии: что можно покупать без тендера и какое наказание за злоупотребления заказчиков
С марта 2020 для борьбы с пандемией COVID-19, заказчики могут приобретать необходимые лекарства и оборудование у поставщиков по упрощенной процедуре. Что это значит, как определяется перечень лекарств, которые можно покупать без проведения закупок, и какая ответственность предусмотрена для заказчиков, злоупотребляющих этим правом - объясняет адвокат платформы “Свої Люди” (Bihus.Info) Виталий Гусак.
В марте Верховная Рада Украины приняла Закон, которым упростила процедуру проведения закупок для борьбы с пандемией COVID-19. Раздел X Закона Украины «О публичных закупках» (далее - Закон) был дополнен пунктом 3-1 следующего содержания: "установить, что действие этого Закона не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы или услуги, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19)".
Что это значит?
Закон определяет несколько видов процедур закупок, которые зависят от стоимости предмета закупки. Если коротко, то есть такие виды:
от 0.01 грн. до 50 тыс. (закупка не проводится, а заключается прямой договор и публикуется отчет)
от 50 тыс. до 200 тыс. для товаров и услуг (до 1.5 млн. для работ (проводится упрощенная закупка в некоторых случаях публикуется отчет)
от 200 тыс. для товаров и услуг (1.5 млн. для работ) до 133 тыс. евро для товаров и услуг (5150 тыс. евро для работ) (проводятся открытые торги или переговорная процедура или конкурентный диалог или торги с ограниченным участием)
Так вот, согласно этим изменениям, заказчики могут не проводить процедуру закупок (в зависимости от суммы она может быть разной), а заключать прямые договора с поставщиками о товарах и услугах, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины (от 20 марта 2020).
Какие товары и услуги можно покупать без тендера?
Перечень таких товаров, работ или услуг и порядок их закупки утверждаются Кабинетом Министров Украины.
То есть, заключать прямые договора без тендера можно по определенному перечню товаров, работ и услуг, указанных в Постановлении, в отношении всех других товаров, работ и услуг применяется Закон на общих основаниях.
Но иногда заказчики закупают товары, работы, услуги, которые не включены в этот перечень, используя упомянутую упрощенную процедуру. Также встречается и то, что заказчики используя упрощенную процедуру закупок, не публикуют договор о закупке и/или все приложения к нему, хотя, Законом определено, что даже по договору, заключенному без использования электронной системы закупок, в электронной системе закупок заказчик должен обнародовать отчет - договор о закупке и все приложения к нему, отчет о выполнении договора о закупке в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
Какая же ответственность предусмотрена за такие нарушения?
В статье 44 Закона указано, что за нарушение требований, установленных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами, принятыми для исполнения настоящего Закона, уполномоченные должностные лица несут ответственность в соответствии с законами Украины.
Следовательно, можем говорить о таких видах ответственности:
- дисциплинарная;
- административная;
- криминальная.
Дисциплинарная ответственность
Согласно ст. 147 Кодекса законов о труде Украины за нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:
1) выговор;
2) увольнение.
Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.
Как указано в ст. 66 Закона Украины «О государственной службе» к государственным служащим применяется один из следующих видов дисциплинарного взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном служебном соответствии;
4) освобождение от должности государственной службы.
Административная ответственность
Административные нарушения порядка определения предмета закупки, непредоставления документов, нарушения сроков рассмотрения тендерной документации, необнародование информации о закупке и т.д. - влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика в размере ста необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн, в соответствии с ст. 164-14 Кодекса Украины).
Уголовная ответственность
Действующим законодательством Украины уголовная ответственность за нарушение проведения процедур закупок не предусмотрена.
В случае доказательства соответствующими органами факта наличия в действиях руководителя, председателя и членов тендерного комитета, уполномоченного лица признаков преступления, эти должностные (служебные) лица могут нести ответственность за совершение уголовных преступлений в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, предусмотренных разделом XVII Уголовного кодекса Украины, а именно:
- злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УК Украины);
- служебный подлог (ст. 366 УК Украины);
- служебная халатность (ст. 367 УК Украины);
- принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом (ст. 368 УК Украины);
- и за совершение уголовных преступлений в сфере правонарушений против собственности, предусмотренных разделом VI разделом УК Украины, а именно: присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 УК Украины).
Связаться с сообщением о нарушении процедуры закупок или злоупотреблением упрощенной процедуре можно:
- непосредственно к заказчику,
- к основателю заказчика и/или в орган, которому заказчик подконтрольный,
- при наличии признаков уголовного преступления в правоохранительные органы
Адвокат платформы “Свої Люди” (Bihus.Info) Виталий Гусак