Опубликовано решение Большой Палаты ВС относительно опроса Зеленского: основные аргументы
Истица обратилась в Кассационный административный суд в составе Верховного Суда как суд первой инстанции с иском, в котором просила:
- признать противоправными действия Президента Украины Зеленского В.А. об участии в предвыборной агитации на очередных местных выборах 25 октября 2020 путем обнародования 13-16 октября 2020 видеообращений о проведении общенационального опроса общества 25 октября 2020;
- обязать ответчика воздержаться от участия в предвыборной агитации на очередных местных выборах 25 октября 2020 путем совершения любых действий, направленных на проведение общенационального опроса 25 октября 2020.
В обоснование своих требований истица указала, что обнародование ответчиком в период с 13 по 16 октября 2020 видеообращений о проведении общенационального опроса 25 октября 2020 с использованием лозунга политической партии "Слуга народа" является предвыборной агитацией и нарушает равенство ее прав и возможностей в избирательном процессе как кандидата в депутаты Киевского городского совета.
Кассационный суд в составе Верховного Суда решением от 21 октября 2020 в удовлетворении иска отказал. Решение мотивировано тем, что в видеообращениях о проведении общенационального опроса 25 октября 2020 Президент Украины не осуществлял предвыборной агитации за ту или иную политическую партию. Что касается остальных исковых требований суд отказал в их удовлетворении, отметив, что они являются производными. При этом суд сослался предписания статьи 103 Конституции Украины и статьи 51 Избирательного кодекса Украины. Указал на то, что Президент Украины имеет также представительские полномочия, приобретенные им на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.
Большая Палата Верховного Суда согласилась с таким выводом.
Относительно предвыборной агитации
В части первой статьи 51 ИК дано определение предвыборной агитации как осуществления любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного кандидата, партию (организацию партии) - субъектов избирательного процесса.
Закон не содержит понятия скрытой агитации, но по аналогии с определением в законодательстве скрытой рекламы, предоставленным в статье 1 Закона Украины "О рекламе", скрытую агитацию можно определить как информацию относительно определенного кандидата, партии (организации партии) - субъектов избирательного процесса - в программе, передачи, публикации, мероприятии, распространенном материале, если такая информация служит целям предвыборной агитации и может вводить в заблуждение лиц относительно действительной цели таких программ, передач, публикаций, мероприятий или материалов.
Скрытая предвыборная агитация, а также размещение или распространение материалов предвыборной агитации, не обозначенные в соответствии с требованиями ИК, запрещаются. К предвыборной агитации относится, в частности, использование предвыборных слоганов, лозунгов кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов соответствующего избирательного процесса (часть пятая статьи 51 ИК).
Большая Палата указала, что во время видеообращений в сети Интернет относительно проведения опроса ответчик прямо не побуждал избирателей голосовать за определенного кандидата или партию. Нет данных о том, что во время проведения такого опроса в день выборов бланки такого опроса или способ его проведения будут предусматривать побуждение избирателей к голосованию за определенных кандидатов или определенную партию.
"При этих обстоятельствах указанные выше действия ответчика, а также проведение опроса в день выборов нельзя расценить как прямую (открытую) предвыборную агитацию", - говорится в решении.