Какие ошибки часто допускаются при заключении договора купли-продажи
Украине продажа и покупка имущества, таких как квартиры и автомобили, остаются актуальными. На первый взгляд, заключение договора купли-продажи может показаться простой процедурой, не требующей подготовки. Однако практика показывает, что это не всегда так. Существует множество судебных споров, связанных с оспариванием договоров, признанием их недействительными или фиктивными. Риски возникновения таких ситуаций всегда присутствуют.
Согласно Гражданскому кодексу Украины, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество и оплатить его определенную денежную сумму (ст. 655 ГК Украины).
Важно учитывать ряд аспектов для успешного заключения сделки. В первую очередь, необходимо собрать все документы, связанные с имуществом, такие как документы, подтверждающие право собственности, технический паспорт и другие, а также удостовериться в наличии документов продавца и покупателя (паспорта и идентификационного кода).
Рекомендуется обратиться к юристу или адвокату, чтобы получить консультацию и узнать, какие документы нужно подготовить, как действовать, если в квартире зарегистрированы другие лица, в том числе дети, и какого нотариуса выбрать для заверения сделки.
Особое внимание стоит уделить вопросу согласия супруга на продажу или покупку имущества, если речь идет о недвижимости. Согласие супруга должно быть нотариально заверено и предоставлено до заключения сделки.
Для продажи автомобиля в сервисном центре МВД согласие супруга не требуется, однако следует помнить, что договор может быть оспорен в суде, а супруг может претендовать на половину вырученных средств.
Юрист не только проконсультирует вас, но и проверит наличие судебных споров, связанных с продавцом или имуществом, убедится в соответствии документов законодательным требованиям, а также выяснит наличие арестов и других обременений.
Он также поможет составить проект договора купли-продажи и включить в него важные условия, например, касающиеся происхождения средств на покупку, а также оформить расписку о полной оплате.
После этого необходимо выбрать нотариуса. Если все документы в порядке и все предварительные этапы пройдены, подписание и нотариальное заверение договора займут лишь несколько часов.
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки при заключении договора купли-продажи.
Игнорирование проверки личности владельца и споров по объекту. Судебные споры с участием стороны договора или касающиеся имущества могут создать проблемы в будущем.
Оформление сделки не на реального владельца. Такая практика может привести к трудностям в дальнейшем доказывании права собственности.
Неправильное оформление факта оплаты. Важно четко фиксировать условия оплаты, чтобы избежать претензий в будущем.
Занижение цены и отсутствие оценки. Это может привести к оспариванию договора и недействительности сделки в суде.
Проверка расчетов по коммунальным услугам. Новый владелец может столкнуться с долгами предыдущего собственника, если их не урегулировать до заключения сделки.
Неправильное хранение документов. Все документы, связанные с сделкой, должны быть сохранены на неопределенный срок.
Для обеспечения безопасности сделки рекомендуется тесное сотрудничество с адвокатом и нотариусом, что позволит избежать ошибок и защитить свои интересы в будущем.