Новое районирование в Украине: изменится ли подсудность дел в судах
В гражданском, хозяйственном и административном судопроизводстве среди основных критериев при решении вопроса подсудности дела зарегистрированное место жительства или пребывания лица, местонахождение юридического лица, местонахождение недвижимого имущества, место причинения вреда или исполнения договора, и тому подобное.
Уголовный процессуальный закон по общему правилу связывает подсудность во время досудебного расследования с местонахождением органа досудебного расследования, а в ходе судебного производства - с местом совершения уголовного правонарушения или наиболее тяжкого из них, если совершено несколько уголовных правонарушений, или если место совершения преступления не установлено - с местом окончания досудебного расследования. Конечно, исключением являются уголовные производства, отнесенные к предметной подсудности Высшего антикоррупционного суда (по поводу коррупционных правонарушений).
После принятия Верховной Радой Украины Постановления от 17 июля 2020 № 807-IX «Об образовании и ликвидации районов» возникло много вопросов по функционированию и работы судебной системы в пределах новых районов и соответственно подсудности дел тем или иным судам, ведь сейчас большинство населенных пунктов вошли в другие районы, нежели это было до административно-территориальной реформы и возникнет такая ситуация, когда в пределах одного района будет функционировать несколько судов или наоборот территория, которая охватывалась одним судом, может войти в нескольких районов.
Получить необходимые для работы документы с возможностью удобного поиска можно в модуле "Законодательство Украины" ИПС ЛІГА:ЗАКОН, заказав тестовый доступ к системам.
Однако, изменение административно-территориального устройства не означает автоматического изменения системы судоустройства, ведь ст. 125 Конституции Украины и ст. 19 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом, проект которого вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия. Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной этим Законом системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия, оптимизации расходов государственного бюджета или изменение административно-территориального устройства.
Этот же Закон, в ст. 21 определяет, что местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах).
В Годовой национальной программе под эгидой Комиссии Украина - НАТО на 2020 год, утвержденной Указом Президента Украины от 26 мая 2020 № 203/2020, среди приоритетных задач указано обеспечения начала деятельности окружных судов (конечный срок выполнения - 2020).
Согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» районные, межрайонные, районные в городах, городские, районные суды продолжают осуществлять свои полномочия до образования и начала деятельности местного окружного суда, юрисдикция которого распространяется на соответствующую территорию.
В Верховную Раду Украины Кабмин внес законопроект № 3651 от 15.06.2020 года, пунктом 8 Заключительных и переходных положений которого предполагается, что до принятия закона об изменении системы местных судов на территории Украины в связи с образованием (ликвидацией) районов соответствующие местные суды продолжают осуществлять свои полномочия в пределах закрепленной за ними до образования (ликвидации) районов территориальной юрисдикции, но не позднее 1 января 2022 года.
Аналогичной позиции придерживается и Совет судей Украины, в письме которого от 22.07.2020 года № 9рс-466/20-вых, адресованном председателям местных и апелляционных общих судов, указано, что до изменения системы судоустройства и приведения ее в соответствие с новым административно-территориальным устройством путем создания, реорганизации или ликвидации судов, местные общие суды продолжают осуществлять рассмотрение дел в пределах ранее образованных районов и ранее определенного административно-территориального устройства.
Конечно, письмо Совета судей Украины не является нормативно-правовым актом, поэтому во избежание правовой неопределенности относительно подсудности и соответственно возможных злоупотреблений со стороны участников производств, ожидаем принятия соответствующих законодательных изменений: для начала - о сохранении юрисдикции судов в пределах ранее определенного административно-территориального устройства; а впоследствии, возможно, и об образовании, реорганизации и ликвидации действующих местных судов или вообще об изменении системы судоустройства в целом.
Лидия Карплюк - адвокат Адвокатского объединения «Лещенко, Дорошенко и партнеры»