Как изменились штрафы Гоструда после повышения минимальной зарплаты с 1 сентября
Гетман Виктория, старший юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и Партнеры», определила суммы штрафов.
Касательно конкретных сумм
Видимо, большинству уже известно, что с изменениями Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» с 01.09.2020 года минимальная заработная плата (МЗП) выросла до 5000 гривен.
Поскольку штрафы за нарушение законодательства о труде определяются в зависимости от размера МЗП, действующей на момент выявления нарушения, с 01.09.2020 года соответствующие штрафы Гоструда выросли прямо пропорционально.
Кстати, по нашему мнению, более корректно говорить о штрафах «за нарушение законодательства о труде», поскольку не только Гоструда и ее территориальные органы уполномочены осуществлять проверки по подобным вопросам. Меры контроля по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда, оформление трудовых отношений осуществляются инспекторами труда органов местного самоуправления.
Если обратиться к конкретным суммам, то сейчас действуют следующие размеры штрафов:
1. За работу работника без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время и выплату заработной платы без начисления ЕСВ - 50 000 гривен за каждого работника. При этом, к юридическим лицам и ФЛП, которые являются плательщиками единого налога 1-3 групп, за совершение нарушения впервые применяется лишь предупреждение.
В случае совершения нарушения повторно в течение 2 лет придется заплатить 150 000 гривен за каждого работника. При этом, обращаем внимание на то, что для применения повышенного штрафа, должно быть совершенное повторно именно то нарушение, за которое работодатель был привлечен к ответственности раньше, а не любое другое, что предусмотрено в перечне. Иными словами, если работодатель сначала был привлечен к ответственности за работу работника без трудового договора, а в следующем году не начислил ЕСВ, второе нарушение не следует считать повторным.
2. За нарушение сроков выплаты заработной платы (других выплат) более чем за один месяц и выплата их не в полном объеме - 15 000 гривен (независимо от количества работников).
В случае устранения данного нарушения путем выполнения предписания инспектора труда, штраф не применяется!
3. За несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда (к которым, в том числе относится, проведение индексации заработной платы, доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, отпуск) - 10 000 гривен за каждого работника.
В случае устранения данного нарушения путем выполнения предписания инспектора труда, штраф не применяется!
4. За недопущение к проведению проверки инспекторами труда или создание препятствий в ее проведении - 15 000 гривен. При этом, за соответственные действия при проведении проверки по вопросам, указанных в позиции 1, придется заплатить 80 000 гривен.
5. За нарушение других требований законодательства о труде (к которым, среди прочего, относится корректное оформление и ведение трудовых книжек, личных карточек работников, наличие графика отпусков, выплата заработной платы два раза в месяц, расчет при увольнении и т.п.) - 5000 гривен за каждое нарушение. В случае совершения того же нарушения повторно в течение 1 года придется заплатить 10 000 гривен штрафа за каждое нарушение.
В случае устранения нарушения, выявленного впервые или после истечения 1 года, путем выполнения предписания инспектора труда, штраф не применяется!
Также дополнительно обращаем внимание, что законом установлен 50% дисконт для тех, кто оплатит штраф в течение 10 банковских дней с момента вынесения предписания.
О чем стоит помнить, если к работодателя посетил инспектор труда
Несмотря на, то что все довольно давно активно обсуждают мораторий на проверки, введенный так называемыми «ковид-законами», следует понимать, что под данный мораторий подпадают только плановые мероприятия, связанные с контролем за соблюдением законодательства о труде (п. 3 Заключительных и переходных положений Закона № 533-IX; п. 2 Заключительных положений Закона № 530-IX). Внеплановые проверки никто не отменял. Особенно это актуально помнить учитывая сообщение, размещенное на сайте Государственного центра занятости от 25.08.2020 года, где в частности говорится: «С 01.09.2020 запланировано проведение инспекционных мероприятий у работодателей, которые имеют высокий риск применения незадекларированного труда».
Учитывая, что инспекционных посещений не избежать, на вооружение предлагаем учесть следующие несколько советов, которые бы смогли защитить права работодателя:
1. Прежде всего, перед проведением проверки инспектор труда обязан: показать свое служебное удостоверение, предоставить копию направления на проведение инспекционного посещения и внести запись о его проведении в соответствующий журнал регистрации проверок государственного надзора (контроля). Если Вам требуется дополнительное время на привлечение юристов к проведению проверки или ответственного работника, который в момент появления инспектора отсутствует, это время можно получить, например, путем проверки удостоверения инспектора (по ссылке).
2. Рекомендуем всегда требовать предоставления письменного письма с перечнем документов, которые хотел бы проверить инспектор. Данную потребность работодатель может объяснить тем, что документы все хранятся в главном офисе компании, поэтому он физически не может в данный момент предоставить все документы.
3. Следует помнить, что инспекторам труда запрещено изымать у работодателей оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части.
4. Также обратите внимание, что работодатель имеет право фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники.
5. Если работодатель не согласен с информацией, изложенной в акте, однако требует дополнительного времени на корректное описание своих замечаний, рекомендуется в акте отметить, что замечания будут предоставлены в течение 3 рабочих дней отдельно (как это определено в п. 18 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде).
6. Что касается многим известного вопроса отсутствия надлежаще утвержденного унифицированного акта проверки, на данный момент есть судебная практика, свидетельствующая о перспективности обжалования результатов проверки из-за отсутствия такого акта (например, Решение Сумского окружного административного суда от 05.08.2020 по делу № 480/3942/19). Более того, по данному делу суд отклонил аргументы уполномоченного органа о том, что работодатель вправе требовать прекращения проведения проверки, если работодатель считает, что должностными лицами используется неунифицированная форма акта. Суд достаточно точно подметил, что о использовании по результатам проверки именно такой формы акта, работодатель узнал после проведения проверки.
Таким образом, мы бы не рекомендовали не допускать к проверке инспектора из-за отсутствия надлежаще утвержденного акта, однако видим перспективы обжалования результатов такой проверки в дальнейшем в суде.
Гетман Виктория
Старший юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и Партнеры»