Миссия университета: взгляд экономиста
7 декабря 2013 года в аудитории 329 Главного корпуса КНУ им. Тараса Швченко в рамках проекта «Публичные лекции Полiт.ua» состоялась лекция Александра Аузана «Миссия университета: взгляд экономиста».
Мы предлагаем вашему вниманию полную видеозапись лекции и краткий репортаж с нее, написанный студенткой магистратуры юридического факультета КНУ им. Т. Шевченко Аленой Казанцевой.
Полiт.ua благодарит университет и лично Владимира Бугрова за помощь в организации, проведении и съемке лекции.
Со вступительным словом выступил проректор по научно-педагогической работе Владимир Бугров, который представил лектора присутствующим.
Александр Александрович Аузан – доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова, член экономического совета при Президенте РФ, член правительственной комиссии по проведению административной реформы, президент Института национального проекта «Общественный договор», один из основателей группы «СИГМА», общественный деятель, публицист, член разнообразных коллегиальных органов управления.
Среди его научных интересов – новая институциональная экономическая теория, теория социального контракта, защита прав потребителя, гражданское общество. Александр Александрович – автор книг, посвященных модернизации экономики, и цикла статей «Институциональная экономика для чайников», опубликованных в журнале Esquire в 2010-2011 гг.
Александр Аузан в лекции поделился своими мыслями относительно понимания и предназначения университета в современном обществе, его социальной функции в условиях кризиса высшего образования.
По его мнению, основное назначение университета – в создании и распространении культуры через научные исследования и образование.
В своем выступлении он развил идеи Вильгельма фон Гумбольдта – автора модели неоклассического университета - касательно единства образования и науки через партнерство студента и преподавателя. Лектор отметил, что университет нужен студентам не потому, что они талантливы, а потому, что они недостаточно талантливы для того, чтобы учиться самостоятельно.
Главная цель образования – поместить человека «вровень со временем». Этот тезис в свое время высказал испанский социолог и философ Хосе Ортега-и-Гассет, в лекции Аузана он получил дальнейшее развитие. Он считает, что, в идеале, университет должен научить человека понимать современную действительность и ориентироваться в ней. То есть, важнейшее задание высшей школы – формирование у студентов картины мира. И именно поэтому, по мнению Аузана, принципиальной является моральная и интеллектуальная автономность университетов по отношению к любой политической или экономической власти. Он убежден, что именно независимость позволит университетам транслировать объективный взгляд на мир.
Александр Александрович рассказал о своих размышлениях над некоторыми проблемами современного высшего образования. На его взгляд, современное образование, при возрастающем в нем количестве иерархий, постепенно «проседает». Школа готовит человека не к жизни, а к поступлению в высшее учебное заведение. Общее образование студент получает во время учебы в бакалавриате. Магистратура делает из него специалиста. И только в аспирантуре он получает навыки научной деятельности. Таким образом Аузан выводит собственную «формулу» современного образования: за счет расширения доступа «вся система сползает вниз, а количество уровней системы постоянно растет».
В поисках ответа на вопрос «Зачем нужно образование?», Александр Аузан останавливается на двух тезисах. Во-первых, образование – это инвестиции в человеческий капитал (знания, умения, навыки). Во-вторых, образование – это «доверительное» благо, оценка качества которого – предмет давней дискуссии.
И вновь Алксандр Александрович возвращается к проблеме кризиса современного образования – слишком большому количеству высших учебных заведений, которые не готовят специалистов должного уровня. Он глубоко убежден, что закрытие «слабых» университетов не решит проблему. Поскольку «слабые университеты» тоже создают и распространяют культуру, формируя средний класс и сохраняя человеческий потенциал. Аузан считает, что перед молодежью, которая ничего не умеет, открыты только три пути: тюрьма, армия и университет (как основы механизма социализации). Таким образом, даже плохие университеты намного лучше хорошей тюрьмы или армии.
Но как тогда различить «хорошие» и «плохие» университеты? Ответ Александра Аузана на этот вопрос однозначен – ограничить образование в «слабых» вузах бакалавриатом и запретить в них магистратуру. По его мнению, это станет для окружающего мира сигналом того, что они выпускают людей общеобразовательного уровня, а не специалистов в той или иной области.
Напоследок Александр Аузан обращает внимание присутствующих на то, что формирование ценностей у человека приходится на период обучения в высших учебных заведениях. «Уже сегодня в студенческих аудиториях решается то, какие ценности будут доминировать в стране в будущем», - уверен Аузан. И именно поэтому университеты должны формировать ценности, которые станут основой нашего будущего.
Мы предлагаем вашему вниманию полную видеозапись лекции и краткий репортаж с нее, написанный студенткой магистратуры юридического факультета КНУ им. Т. Шевченко Аленой Казанцевой.
Полiт.ua благодарит университет и лично Владимира Бугрова за помощь в организации, проведении и съемке лекции.
Со вступительным словом выступил проректор по научно-педагогической работе Владимир Бугров, который представил лектора присутствующим.
Александр Александрович Аузан – доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова, член экономического совета при Президенте РФ, член правительственной комиссии по проведению административной реформы, президент Института национального проекта «Общественный договор», один из основателей группы «СИГМА», общественный деятель, публицист, член разнообразных коллегиальных органов управления.
Среди его научных интересов – новая институциональная экономическая теория, теория социального контракта, защита прав потребителя, гражданское общество. Александр Александрович – автор книг, посвященных модернизации экономики, и цикла статей «Институциональная экономика для чайников», опубликованных в журнале Esquire в 2010-2011 гг.
Александр Аузан в лекции поделился своими мыслями относительно понимания и предназначения университета в современном обществе, его социальной функции в условиях кризиса высшего образования.
По его мнению, основное назначение университета – в создании и распространении культуры через научные исследования и образование.
В своем выступлении он развил идеи Вильгельма фон Гумбольдта – автора модели неоклассического университета - касательно единства образования и науки через партнерство студента и преподавателя. Лектор отметил, что университет нужен студентам не потому, что они талантливы, а потому, что они недостаточно талантливы для того, чтобы учиться самостоятельно.
Главная цель образования – поместить человека «вровень со временем». Этот тезис в свое время высказал испанский социолог и философ Хосе Ортега-и-Гассет, в лекции Аузана он получил дальнейшее развитие. Он считает, что, в идеале, университет должен научить человека понимать современную действительность и ориентироваться в ней. То есть, важнейшее задание высшей школы – формирование у студентов картины мира. И именно поэтому, по мнению Аузана, принципиальной является моральная и интеллектуальная автономность университетов по отношению к любой политической или экономической власти. Он убежден, что именно независимость позволит университетам транслировать объективный взгляд на мир.
Александр Александрович рассказал о своих размышлениях над некоторыми проблемами современного высшего образования. На его взгляд, современное образование, при возрастающем в нем количестве иерархий, постепенно «проседает». Школа готовит человека не к жизни, а к поступлению в высшее учебное заведение. Общее образование студент получает во время учебы в бакалавриате. Магистратура делает из него специалиста. И только в аспирантуре он получает навыки научной деятельности. Таким образом Аузан выводит собственную «формулу» современного образования: за счет расширения доступа «вся система сползает вниз, а количество уровней системы постоянно растет».
В поисках ответа на вопрос «Зачем нужно образование?», Александр Аузан останавливается на двух тезисах. Во-первых, образование – это инвестиции в человеческий капитал (знания, умения, навыки). Во-вторых, образование – это «доверительное» благо, оценка качества которого – предмет давней дискуссии.
И вновь Алксандр Александрович возвращается к проблеме кризиса современного образования – слишком большому количеству высших учебных заведений, которые не готовят специалистов должного уровня. Он глубоко убежден, что закрытие «слабых» университетов не решит проблему. Поскольку «слабые университеты» тоже создают и распространяют культуру, формируя средний класс и сохраняя человеческий потенциал. Аузан считает, что перед молодежью, которая ничего не умеет, открыты только три пути: тюрьма, армия и университет (как основы механизма социализации). Таким образом, даже плохие университеты намного лучше хорошей тюрьмы или армии.
Но как тогда различить «хорошие» и «плохие» университеты? Ответ Александра Аузана на этот вопрос однозначен – ограничить образование в «слабых» вузах бакалавриатом и запретить в них магистратуру. По его мнению, это станет для окружающего мира сигналом того, что они выпускают людей общеобразовательного уровня, а не специалистов в той или иной области.
Напоследок Александр Аузан обращает внимание присутствующих на то, что формирование ценностей у человека приходится на период обучения в высших учебных заведениях. «Уже сегодня в студенческих аудиториях решается то, какие ценности будут доминировать в стране в будущем», - уверен Аузан. И именно поэтому университеты должны формировать ценности, которые станут основой нашего будущего.
Обсудить
Комментарии (0)