Андрей Ермолаев: Тимошенко погорит на стратегии Кравчука
«Кампания Юлии Тимошенко была построена в эдаком «рваном» стиле, - рассказал «Полiт.UA» президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев. - Достаточно вспомнить резкую симпатию к Сергею Тигипко, резкое неприятие действующего президента – и сразу же призывы к консолидации демократических сил. В общем, очень много крутых поворотов. И еще что меня сильно смутило – очень агрессивная контрпропаганда с использованием слова «враг», то есть кампания войны. И мне кажется, что такие методы нанесли существенный урон имиджу Тимошенко у избирателей».
Предвыборная кампания Виктора Януковича во втором туре, по словам эксперта, мало чем отличалась от тезисов и позиций, которые озвучивались в первом. «Он сдержал свое слово, и при этом никаких «репутационных» ударов не использовалось. Я хочу напомнить, что Янукович подписал меморандум о честных выборах, в нем было обязательство не использовать «черные» приемы, связанные с личностью, репутацией, историей. И думаю, что это слово он сдержал», -уверен Ермолаев.
Отказ Януковича от дебатов, по словам эксперта, серьезных электоральных последствий не повлечет. «Вся кампания проходила в «эгоистичном» режиме. Да и дебаты – это ведь не один эфир, а характер политической конкуренции. В этом смысле нынешние выборы не стали дебатными, - говорит он. Несмотря на огромное количество информации в прессе, Интернете, высказанной командами претендентов, это был разговор слепого с глухим: общие проблемы практически не обсуждались, «каждая сторона навязывала свою повестку».
Эта ситуация, отмечает Еромолаев, сохранилась до «дебатного» эфира. «В какой-то мере это была определенная политтехнологическая интрига Тимошенко – навязать избирателю представление, будто во время этого эфира все и решится, - оценил кампанию эксперт. - На самом деле на эфирах ничего не решается по существу: можно привлечь симпатию, можно несколько разочаровать избирателя, но у него на самом деле формируется динамический образ кандидата, политсилы – и повлиять на него могут только крупные события».
У Виктора Януковича «линию обороны» держало оппозиционное правительство и те ньюсмейкеры, которые и до выборов выступали в роли оппонентов действующего правительства. И они стали основными спикерами предвыборной агитации. Это Николай Азаров, Александр Ефремов, Ирина Акимова, Юрий Бойко и другие оппозиционные министры.
У Юлии Тимошенко эту роль выполняли представители парламента, и это нивелировало саму дискуссию. На встречи с оппозиционными министрами приходили парламентарии, и это часто выливалось в пропагандистскую компанию, а не диалог двух сил.
Эксперт напоминает, что в Украине в девяносто четвертом году Леонид Кравчук тоже применил технологию политической «войны»: «Тогда его конкурента Кучму похожим образом обвиняли во всех смертных грехах, даже велась пропаганда, что Кучма – это угроза гражданской войны. И опыт показал, что деструктивные действия, вызывающие негативную реакцию, отторгаются украинским обществом. Общество ищет в политике позитивных ответов».
Стратегия Тимошенко, несмотря на яркость и дороговизну оказалась менее эффективна, чем политика мягкого и толерантного проведения предвыборной кампании Януковича. У него компания носило больше политико-экономический характер, а не имиджевый и провокационный, как у Юлии Владимировны.
«Мне кажется, что если в плане рекламных находок и заказе на экспертную пропаганду Тимошенко была ярче, то в плане конкуренции команд Янукович был солидней и убедительней», - делает вывод Ермолаев.
Предвыборная кампания Виктора Януковича во втором туре, по словам эксперта, мало чем отличалась от тезисов и позиций, которые озвучивались в первом. «Он сдержал свое слово, и при этом никаких «репутационных» ударов не использовалось. Я хочу напомнить, что Янукович подписал меморандум о честных выборах, в нем было обязательство не использовать «черные» приемы, связанные с личностью, репутацией, историей. И думаю, что это слово он сдержал», -уверен Ермолаев.
Отказ Януковича от дебатов, по словам эксперта, серьезных электоральных последствий не повлечет. «Вся кампания проходила в «эгоистичном» режиме. Да и дебаты – это ведь не один эфир, а характер политической конкуренции. В этом смысле нынешние выборы не стали дебатными, - говорит он. Несмотря на огромное количество информации в прессе, Интернете, высказанной командами претендентов, это был разговор слепого с глухим: общие проблемы практически не обсуждались, «каждая сторона навязывала свою повестку».
Эта ситуация, отмечает Еромолаев, сохранилась до «дебатного» эфира. «В какой-то мере это была определенная политтехнологическая интрига Тимошенко – навязать избирателю представление, будто во время этого эфира все и решится, - оценил кампанию эксперт. - На самом деле на эфирах ничего не решается по существу: можно привлечь симпатию, можно несколько разочаровать избирателя, но у него на самом деле формируется динамический образ кандидата, политсилы – и повлиять на него могут только крупные события».
У Виктора Януковича «линию обороны» держало оппозиционное правительство и те ньюсмейкеры, которые и до выборов выступали в роли оппонентов действующего правительства. И они стали основными спикерами предвыборной агитации. Это Николай Азаров, Александр Ефремов, Ирина Акимова, Юрий Бойко и другие оппозиционные министры.
У Юлии Тимошенко эту роль выполняли представители парламента, и это нивелировало саму дискуссию. На встречи с оппозиционными министрами приходили парламентарии, и это часто выливалось в пропагандистскую компанию, а не диалог двух сил.
Эксперт напоминает, что в Украине в девяносто четвертом году Леонид Кравчук тоже применил технологию политической «войны»: «Тогда его конкурента Кучму похожим образом обвиняли во всех смертных грехах, даже велась пропаганда, что Кучма – это угроза гражданской войны. И опыт показал, что деструктивные действия, вызывающие негативную реакцию, отторгаются украинским обществом. Общество ищет в политике позитивных ответов».
Стратегия Тимошенко, несмотря на яркость и дороговизну оказалась менее эффективна, чем политика мягкого и толерантного проведения предвыборной кампании Януковича. У него компания носило больше политико-экономический характер, а не имиджевый и провокационный, как у Юлии Владимировны.
«Мне кажется, что если в плане рекламных находок и заказе на экспертную пропаганду Тимошенко была ярче, то в плане конкуренции команд Янукович был солидней и убедительней», - делает вывод Ермолаев.
Обсудить
Комментарии (0)